План диссертации.
Введение.
Раздел 1. Историческое сознание населения как объект социологического исследования.
Раздел 2. Состояние массового исторического сознания в Российском обществе на рубеже XX- XXI веков.
Раздел 3. Социальные институты формирования исторического сознания.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Стр.
3- 17
18- 62
63- 94
95- 119 120-125 126- 135
Приложения.
I- XVIII
3
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. В «эпохи потрясений и катастроф», переломные периоды жизни общества, как правило, происходят интенсивные процессы переоценки 5 существующих ценностей и исторического прошлого. Неудовлетворенность сегодняшним днем, побуждает людей' искать причины бедствий в минувшем, осмысливать прошлое, делать выводы на будущее. Именно это обуславливает, в частности, повышение роли исторического сознания. Оно становится фактором, непосредственно влияющим на все сферы бытия общества, социально-политическую обстановку в стране. Недооценка проблем формирования исторического сознания может, и нередко приводит к негативным последствиям. Достаточно отметить, что в условиях распада СССР, попытки переосмысления истории государства, повлекли за собой снижение уровня патриотизма и дестабилизировали отношения между народами, составлявшими единое государство.
Актуальность исследования исторического сознания диктуется и тем, что оно обладает большой потенциальной силой. С одной стороны, может повысить уровень патриотизма, гордости за свою страну, с другой стороны, как это происходит в настоящее время, взгляд на историю, который превалирует последние десять, пятнадцать лет, описывающий путь, пройденный страной, не только нетипичным, но и зачастую не правильным, приводит к негативному отношению к своему государству. Стабильное и поступательное развитие общества достигается не только тотальным сломом старого, но и реформированием, адаптацией идей и институтов прошлого к современности; Традиция и новаторство должны сопутствовать друг другу постоянно.
Важность исследования данного явления определяется также и заключенным в нем- большим воспитательным потенциалом. Без него невозможно- формирование у людей бережного, гуманистического отношения к культурно - историческому наследию своего народа. В
- аксиологический подход показал в данном феномене такие структурные образования, как ценностные ориентации и идеалы;
- психологический подход- обозначил наличие исторических чувств и социальных в. том: числе этнических, авто- и гетеростереотипов. Обосновывал, что важным элементом исторического сознания выступает историческая (социальная) память;
- семантический аспект анализа- позволил выявить различные компоненты, такие как общезначимые символы: национальный язык, обряды, обычаи, традиции и т.д.;
- на основе эстетического подхода былиг выделены в историческом сознании художественные образы.
Определены функции, исторического сознания: познавательная,
интегративная, коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, (содержание функций раскрывается в дальнейшем изложении).
Обоснованы и разработаны показатели и индикаторы изучения исторического сознания, наиболее общие из них: «ценностное отношение к историческим событиям», «отношение к образам власти и народа», «отношение к историческим личностям», «глубина интереса к истории», «уровень исторических знаний», «культурно-историческая идентификация», «отношение к переломным этапам в истории страны» и др.
Выявлено, что в реальном историческом сознании населения России на рубеже веков противоборствует старое и новое, разрушаются одни стереотипы и идеологемы, привносятся другие, не всегда свободные от искажений, иллюзорных представлений.
Изучено влияние социальных институтов на формирование исторического сознания. Наибольшее влияние на формирование и корректировку исторического сознания оказывают система образования и средства массовой информации. Школа - это, прежде
15
всего, социальный институт, , формирующий основы ^ исторического сознания (даёт исторические знания в; системе, последовательности, учит подрастающее поколение анализировать исторические явления и факты, вскрывать причинно-следственные связи, ориентироваться в историческом пространстве и времени). Средства массовой
информации вооружают людей новыми фактами, оценками
исторических событий, порой субъективного характера.
8. Определены характерные черты современного исторического сознания россиян. 1.Радикальная переоценка ценностей, фактов и событий прошлого, оказавших решающее, влияние' на историческую судьбу страны, её населения и связанных с восприятием своего будущего;
2. Идеологизированпость исторического сознания россиян,
субъективизм в оценках прошлого. З.Протнворечивость исторического сознания, проявляющаяся в переплетении научных знаний и мифов с легендами, оптимизма и пессимизма во взглядах на судьбу станы и её социума. 4; Поляризированность исторического сознания заключается в том, что восприятие и оценка исторических фактов и событий, а также перспектив относительно будущего’страны, неоднозначна среди различных социальных групп населения России. 5. Политизированность исторического сознания, проявляется в том, что восприятие и оценка прошлого и будущего страны, образа власти и народа координальным образом-различаются у социальных групп с высоким и низким уровнем дохода.
9. Выявлены тенденции- в развитии и формировании исторического сознания в современных условиях:
- одной из главных тенденций остается противоречивость исторического сознания, которая, выражается с одной стороны в стремлении освободиться от идеологической лакировки, украшения истории* России, с другой стороны происходит пополнение новыми знаниями, которые не всегда получены из достоверных источников,
- Київ+380960830922