Ви є тут

Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе

Автор: 
Хохлова Валентина Васильевна
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2002
Артикул:
193169
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................3
Глава 1. Информатизация и глобализация социокультурного пространства: предпосылки развития современных образовательных парадигм.......................................21
1.1. Образование как социокультурный феномен...............21
1.2. Знание и информация в социокультурном взаимодействии...50
1.3. Культурообразующий компонент в становлении чсловека-дсятеля...........................................81
Глава 2. Методология формирования образовательных парадигм
в информационном обществе.............................113
2.1. Образовательная технология как механизм освоения личностью социального пространства.......................113
2.2. Антропная технология как социокультурный процесс: принципиальная модель....................................138
2.3. Социализирующий аспект в антропной технологии 164
Глава 3. Технология управления взаимодействием
в образовательном пространстве........................219
3.1. Деятельность и действие в процессе управления
взаи модействием......................................219
3.2. Технология действия и взаимодействия в образовательном пространстве.............................255
Глава 4. Использование технологий взаимодействия в процессе подготовки и развития человеческих ресурсов......................................................291
4.1. Моделирование субъект-субъектных отношений
в образовательном пространстве........................291
4.2. Организация образовательного пространства и тренинг социокультурного взаимодействия..........................331
Заключение....................................................355
Литература....................................................365
Приложение....................................................389
*
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Дисгармония биологической эволюции и прогресса цивилизации требует пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. Идёт поиск взаимодействия искусственного (цивилизации) и естественного (природы), объединения интеллектуальных компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей; закладываются основы новой планетарной инфраструктуры - инфосферы, представляющей собой как бы третью природу, соединяющую естественную и искусственную среду обитания человека, образуя новое интеллектуальное пространство.
В информационном обществе всё решают инновационные технологии, реализуемые в контексте мультикультурного взаимодействия как в социальном, так и в образовательном пространстве. Проблемное поле первого - историческая исчерпанность декларированного абстрактного гуманизма, погребённого под трагическими событиями XX века: революции, перевороты, мировые войны, локальные военные и межнациональные конфликты. Проблемное поле последнего - противоречия межд>г традиционной технократической, дссубъсктивированной парадигмой образования и идеями антропоцентризма, нравственности, воспроизводства и созидания культурных ценностей в смыслообразующем взаимодействии, опирающимися на инновационные организационные формы. Названные проблемы социального и образовательного пространств определяют актуальность исследования.
Информационность - не единственный атрибут пронизанного противоречиями общества XXI века; более значимой его характеристикой выступает гражданственность. Гражданское общество (civil society) становится ключом к политическому, экономическому и социальному успеху. Во взаимодействии людей в едином глобальном пространстве, сообразно с их культурными потребностями, интересами, желаниями, всё
"уникальные культуры” [Напусу, 1982, с. 8]. Традициям, обычаям и взглядам людей разных наций свойственны глубокие различия: поведение, кажущееся нам грубым, непорядочным и даже выходящим за рамки понимания, с точки зрения носителя данной культуры вполне еегественно и логично.
Глобализация не сводится к процессам глобальной конкуренции; она предполагает интенсивное сотрудничество в деле всемирного разделения труда между дешёвым массовым производством и обеспечением услуг и высокими технологиями и инновациями, радикальный пересмотр самого мирового порядка. Национальные границы начинают выглядеть архаичными. Глобализацию нельзя рассматривать как более высокую форму интернационализации, т.к.:
1. интернационализация предполагает существование национального государства, глобализация его отрицает и даже враждебна по отношению к нему;
2. если интернационализация реализуется через "высокие” миры дипломатии и культуры, то основы глобализации укоренены в "низких” мирах массового потребления и глобального капитализма;
3. интернационализация в силу своей зависимости от существующего типа национальных государств тяготеет к воспроизводству и даже легитимизации системы иерархических отношений и гегемонии; глобализация, напротив, ориентируется на новую повестку дня: глобальные перемены климата, загрязнение окружающей среды, технологии устойчивого развития и т.д.
Глобализация «задевает» образование потрём причинам:
1. тесная связь с решением задачи распространения национальных культур;
2. процессы стандартизации обучения под влиянием современных информационно-коммуникативных технологий и появление глобальных исследовательских культур и сетей;
3. ограничение возможностей бюджетов благополучных государств, от которых зависит большая часть поступлений в сферу образования, деятельность глобальных рынков [Скотт, 2000, с. 3-5].
Сценарий социальных перемен несёт в себе две основные идеи. Первая: ведущая роль знаний, а по сути - технологий, является основой реконструкций в социуме; будущее видится через призму линейной экстраполяции тенденций, характерных для индустриального общества. Призраки "мрачной" индустриализации рассеиваются благодаря возникновению новых, ориентированных на знание, предприятий; на смену тяжёлому труду приходит игривый консимеризм, а напряжённость, порождённую урбанизацией, сменяет рассеянный образ жизни и телеработа; вместо жестокой конкуренции национальных государств - мирная глобализация; классовую иерархию заменяет государство общего благоденствия. Возникает вера в триумф демократического капитализма, варианты которого обретают облик "третьего пути".
Вторая идея сценария социальных перемен находится на другой чаше весов: демонтирование индустриального общества с его математическими и бюрократическими структурами - не переход к более высоким формам общественного устройства, а возврат к старым мрачным способам социальной и экономической организации. Следствие его - разрушение окружающей среды, естественной и рукотворной, общества, укоренённого в опыте индустрии и урбанизации, отрицание коллективной ответственности. Ответственный гражданин и квалифицированный рабочий низводятся до уровня равнодушного избалованного потребителя, которым манипулируют глобальные силы. Опасности, подстерегающие общество, нарастают и становятся неконтролируемыми. Но тенденция наметилась, и прогресс не остановить. Вопрос только в том, какая чаша перевесит. Если педагогика пробудится, наконец, от летаргического сна, стряхнёт с себя пыль веков и традиций и начнёт активно, а не корчась от неприятия и сопротивления, внедрять идеи антропоцентризма и нравственности, воспроизводить и созидать культурные ценности, если весь богатый арсенал технологических приёмов и средств будет ориентирован на основную сущностную задачу образовательного процесса - развитие психосемантической сферы каждого