Оглавление
Введение 3
Глава 1. Методологические и теоретические аспекты исследования 12
1.1. Методологические вопросы исследования 12
1.2. Генезис и эволюция теории ценностей в западной социологии 23
1.3. Генезис и эволюция теории ценностей в отечественной 38 социологии
1.4. Методические вопросы исследования 51
Глава 2. Структура социальных ценностей городского учительства 60
на современном этапе
2.1. Изменение объективных условий жизни учительства г. Улан- 60 Удэ в 90-е гг.
2.2. Витальные, профессиональные и социально-политические 69 ценности учительства
2.3. Духовно-нравственные, культурно-эстетические и этно- 97 культурные ценности учительства
Заключение 125
Литература 130
Приложение 1 143
Приложение 2 153
3
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Процессы трансформации, происходящие в России в последние годы, со всей очевидностью показали необходимость скорейшего и эффективного реформирования системы образования, все чаще признаваемого в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития страны в направлении построения гражданского демократического общества с конкурентоспособной рыночной экономикой. Продолжающаяся крупная реформа российского общего образования вместе с такими широко обсуждаемыми сегодня проектами, как переход на 12-ти летний цикл обучения, введение единого государственного экзамена и др., поставила проблему учительства в ранг одной из наиболее приоритетных.
Будучи субъектом всего комплекса политических и экономических изменений, учительство является одной из главных социальных сил, способных передать молодежи накопленный опыт, знания и навыки, подготовить учащихся к самостоятельной жизни в сложных современных условиях. Не менее важной является задача по формированию целостной внутренней духовной основы у подрастающего поколения россиян в эпоху, когда многими авторитетными специалистами отмечаются многочисленные кризисные явления, такие как упадок нравственности, криминализация, маргинализация общества. Являясь неотъемлемой частью российской гуманитарной интеллигенции, учительство в 90-е гг. столкнулось со значительными затруднениями как материального, так и социального характера. Резкое падение уровня реальных доходов педагогов, престижа их деятельности в обществе вместе с отсутствием должного внимания к переживаемым ими проблемам со стороны государства в числе других последствий привело к оттоку из отрасли профессиональных кадров, распространению чувства растерянности, неверия, пессимистических настроений в педагогической среде. В этих обстоятельствах возникает насущная необходимость всестороннего научного осмысления процессов, затронувших учительство в пе-
14
ности, сочетая в себе долженствование и желание, идеи императива и собственного стремления.
Наиболее четко регулятивная сила ценностей проступает в их сопоставлении с социальными нормами, наряду с ценностями осуществляющими в той или иной мере управление поведением человека. Отметим сразу, что и первым и вторым присущи как определенная доля нормативного, так и ценностного, при этом их различие с нашей точки зрения состоит прежде всего в интенсивности проявления силы социальной регуляции.
Так, Е.М. Пеньков, анализируя соотношение и содержание данных понятий отмечает, что ценности предлагают социальному субъекту более широкий, чем нормы свободу выбора, «выступая скорее как наиболее общие принципы, не дифференцируясь в конкретных требованиях, оценках и средствах социального контроля за поведением людей [109, с. 74]. Ценности предоставляют индивиду значительную автономию, самостоятельность в определении и осуществлении своей личностной программы поведения. В ценностях значительно меньше выражена идея строгой императивности, им желают следовать, при этом принятие определенной ценностной модели не является строго обязательной. В целом, ценность есть более «мягкий» и гибкий социальный регулятор по сравнению с социальной нормой, что однако не исключает наличие между ними тесной опосредованной связи.
Помимо отмеченных нами функций - управления регуляции человеческими стремлениями и поступками, система ценностей того или иного социального субъекта позволяет оценивать действия других, служа основой и критерием взглядов и суждений людей. Следовательно, можно говорить об оценочной функции. Также имеет место интегративная функция ценностей, обеспечивающая единение общества, помогающая людям ощутить себя органичной частью определенного социума.
Особенности воздействия, оказываемого ценностями на человека, проявляются, прежде всего, в функции социализации. В этом случае ценности, их
15
система являются способами приобщения личности к участию в общественных процессах посредством ее социализации. Это связано с формированием у индивида «социальных свойств и качеств, необходимых для того, чтобы стать полноценным членом данной социальной системы, группы» [16, с. 41]. В конечном итоге, одним из наиболее важных результатов социализации становится процесс становления социально значимых объектов предметами групповых и индивидуальных устремлений, в значительной мере определяя мышление и поведение человека в основных сферах его жизни. Таким образом, посредством указанных основных функций ценностей осуществляется взаимодействие индивидов, групп и общества, которое становится возможным благодаря переводу ценностей с внешнего, социального уровня на внут-риличностный.
Отношения ценностей с различными социальными субъектами и явлениями проявляются через их способности удовлетворять широкий круг социальных потребностей. Подобная позиция получила в свое время довольно широкое распространение, что нашло свое отражение в одном из последних социологических справочных изданий, где ценности определяются как: «Свойство общественного предмета удовлетворять определенными потребностям социального субъекта» [124, с. 609]. Такая трактовка достаточно характерна для отечественной науки, где поступательное развитие общества традиционно связывалось с удовлетворением разнообразных потребностей человека.
Считается, что в процессе удовлетворения потребностей, доминирующих в сознании, человек совершает ценностное действие, через проявление интереса и придание значения насущным для него в данное время объектам. Признавая факт близости между ценностным и потребностным, мы считаем неправомерным отождествлять два данных понятия. Содержание понятия «ценность» шире и объемнее последнего, так как включает в себя множество
- Київ+380960830922