Ви є тут

Музей как фактор трансляции ценностей современной российской молодежи

Автор: 
Прокудина Дарья Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
141
Артикул:
193353
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................З
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического ана-
лиза музея как фактора трансляции ценностей.........................14
§1. Теоретические подходы к изучению процесса трансляции ценностей 14
§2. Особенности социологического анализа музея как фактора трансляции ценностей: методологический подход...................................30
Глава 2. Роль музея как фактора трансляции ценностей молодежи в условиях современной России (на примере «Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»)..................................46
§1. Специфика деятельности «Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» как фактора трансляции патриотических ценностей...46 §2. Анализ эффективности воздействия «Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» на формирование патриотических ценностей российской молодежи.............................................55
Глава 3. Методика социологического исследования эффективности воздействия музея на формирование ценностей молодежной аудитории....84
Заключение...........................................................97
Библиография.......................................................109
Приложения......................................................... 126
Анкета Лг« 1........................................................126
Анкета № 2..........................................................128
Анкета № 3..........................................................132
Диаграммы...........................................................133
2
Актуальность темы исследования. Процесс трансляции ценностей относится к числу фундаментальных явлений общественной жизни. Ценности выступают в качестве базового ориентира в восприятии индивидом реальности, формируют характер его поведения. Единая система ценностей, разделяемая большинством граждан, выполняет в обществе важнейшую интеграционную функцию, обеспечивая ему стабильность и мир.
В современной России на государственном уровне ясно осознана проблемная ситуация в сфере трансляции общественно значимых ценностей и, в первую очередь, патриотизма. Правительством Российской Федерации разработана «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», выражающая совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания «как важнейшего направления деятельности общества и государства»1. Для реализации этой концепции введены в действие государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Характеризуя нынешнюю ситуацию в обществе, авторы первого документа отмечают, что «в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы»2. В такой ситуации «очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государст-
1 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Патриотическое воспитание: нормативные правовые документы. М., 2005. С. 48.
2 Государственная про1рамма “Патриотическое воспитание «раждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. М., 2001. С. 7.
3
ское общество и вызовы глобализации», Международной научной конференции «Ломоносов 2005», IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.).
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры социологии и политологии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.
13
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического анализа музея как фактора трансляции ценностей
§1. Теоретические подходы к изучению процесса трансляции ценностей
В социологии, философии, культурологии разработаны теории и концепции, которые могут быть использованы в исследовании процесса трансляции ценностей. Рассмотрим существующие теоретические подходы к интерпретации понятия «ценность», изучению функционирования ценностей в обществе, их классификации и, наконец, к анализу процесса их трансляции.
Для реализации цели и задач диссертационного исследования важен анализ философского и социологического подходов к интерпретации феномена «ценность», поскольку в философских теориях рассматриваются вопросы природы и сущности ценностей, а в социологических - механизмы их функционирования в общественной жизни.
Категория «ценность» была введена в понятийный аппарат философии в XIX веке, но идеи, которые сегодня относят к ценностной проблематике, можно встретить у мыслителей различных эпох, начиная с древности. Так античные философы размышляли о добродетелях, необходимых примерному гражданину. Сократ называл в числе таких добродетелей умеренность, храбрость и справедливость. Согласно Аристотелю, счастье - это высшее благо, а добродетели подразделяются на этические (волевые), например, справедливость, умеренность, мужество, самообладание, кротость, суть которых в соблюдении «золотой середины» между крайностями, и дианоэтические (интеллектуальные) - мудрость, разумная деятельность, благоразумие и т.д. В средневековой философии центральной категорией ценностных представлений признавался Бог. Например, Августин Блаженный писал о том, что Бог -это источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, вечная истина, а благодать и спасение - высшее счастье для человека. Философию эпохи Возрождения характеризует глубокий интерес к человеку. В этот период формируется гуманизм как целостная система взглядов, в которой утверждается зна-
14