СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава первая. Природа, история и качественные особенности феномена «компьютерного общения»..............................................15
1.1. Отношение «человек-техника»: историко-теоретические аспекты проблемы .............................................................15
1.2. Социально-духовные проблемы компьютеризации общества............33
1.3. Качественные особенности феномена «компьютерного общения».......49
Глава вторая. Проблемы теоретического моделирования и эмпирического исследования роли «компьютерного общения» в духовной социализации личности.............................................................73
2.1. Социализация как проблема гуманитарного знания..................73
2.2. Теоретическая модель роли «компьютерного общения» в духовной социализации личности................................................91
2.3. Специфика эмпирических исследований социальных аспектов компьютеризации........................................................112
Заключение..........................................................158
Список литературы...................................................165
Приложения..........................................................185
Введение
Актусгльность исследования. Компьютерное общение, возникшее в информационную эпоху, ставит перед человеком и человечеством новые острейшие проблемы, которые связаны с новыми ценностными конфликтами - культурными, цивилизационными, социальными. К концу XX века стала ясно ощущаться угроза опережения и вытеснения научно-техническим прогрессом духовного развития общества; иными словами, возникла опасность культурного, духовного истощения социума.
Новые информационные технологии радикально изменили сам тип существования человека. Позитивная сторона информационных технологий очевидна - это расширение коммуникативных возможностей, либерализация, оперативность, доступность информации, полифункциональность. Однако наблюдаются и негативные воздействия информационных технологий на социокультурную среду: разрушение традиционных механизмов передачи информации; появление новых форм манипуляции сознанием; упрощение, тривиализация информационно-коммуникативного поля; обезличивание, деперсонификация самого субъекта информационно-коммуникативных отношений; формирование новых форм зависимости; возникновение информационной перегрузки, информационного стресса и других негативных последствий как для общества в целом, так и для личности. Особое влияние эти процессы оказывают на незрелую, только формирующуюся личность.
Содержание ценностного мира личности - мировоззренческие установки, убеждения, ценности и нормы, необходимые для успешной ориентации в изменчивом мире социальных отношений, а также большая часть личностных свойств в значительной степени определяются интенсивностью взаимодействий с социальной средой и освоением системы культурных значений в процессе социализации и межличностного общения индивидов. В условиях массового информационного общества меняются содержательность, масштабы и направлен-
чает, с одной стороны, «природу» и «естественные изменения», с другой стороны, «искусство» и «деятельность» в бытии орудий труда. В «Метафизике» он пишет: «... из различных родов изготовления естественное мы имеем у тех вещей, у которых оно зависит от природы. Природой в первом и основном смысле является сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе как таковых» [14, с. 283].
Искусство и деятельность по производству орудий труда он связывает с достижением цели и способностью действовать в отношении определенного предмета: «...в предметах искусства мы обрабатываем материю ради определенного дела, а в телах физических она дана как существующая» [14, с. 444]. При этом, искусство в античном понимании - это всякое изготовление, включая и техническое.
Говоря об отношении к техническому других античных философов, следует отметить, что для пифагорейцев [75, с.45-47] всеобщая закономерность природы, связанная с числовыми отношениями, — этот формальный перво-принцип - на время оттеснил материальный и вместе с тем встал на его место в качестве некоторого квазиматериального начала. Пифагорейцы приписывали абстракциям не только полную, но даже большую реальность, чем тем конкретным вещам, от которых они были отвлечены. Тело, по их рассуждениям, не может существовать без ограничивающих его плоскостей, тогда как плоскости могут существовать без него. В этом смысле, «технэ» - есть простое опредмечивание «чувства числа», пропорции. К числу были сведены не только вещи внешнего мира, но и мира духа. Возможно поэтому в практической экспериментальной сфере единственным известным достижением Пифагора считается попытка создать «философию акустики» [61, с. 104-106, 108].
Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной «технической науки» наблюдается в исследованиях Архимеда. Несмотря на то, что «техническая наука» Архимеда близка
современным техническим наукам классического типа, есть и принципиальное отличие. У Архимеда нет специального языка технической теории, специфической технической науки, онтологических схем и понятий.
Специфика отношения Архимеда к технике выражалась в том, что он по утверждению Плутарха, не придавал большого значения своей изобретательской деятельности, рассматривая свои военные машины как сопутствующее занятие, «как простые геометрические игрушки, которыми он занимался в свободное время, и то большей частью по настоянию царя Гиерона», убедившего Архимеда вместо занятий отвлеченными предметами заняться хотя бы отчасти предметами реальными, соединив свои творческие построения с практикой и сделать их понятнее, яснее для обыкновенных людей [177, с.489]. Тем самым, Архимед был, по существу, замечательным математиком, отдававшим предпочтение теоретическим наукам, и только опасность, грозящая родному городу, заставила его взяться за практическую деятельность по обороне.
Традиции создания техники как сопутствующего занятия прослеживаются и у Евдокса и Архита, которые, желая сделать геометрию более интересной и менее сухой, наглядными примерами с помощью механики решали задачи с трудом получавшиеся путем логических доказательств и чертежей. При этом Платон укорял их в том, что они уничтожают математику и лишают ее достоинств, переходя от предметов умопостигаемых, отвлеченных к реальным, и снова сводят ее к занятию реальными предметами, требующему продолжительной и трудной работы ремесленника.
В этот период произошло отделение механики от чистой математики. Философы долгое время не интересовались ею, пока «она не сделалась одной из наук, находящих себе применение на войне» [16, с. 46-47].
Таким образом, отношение к технике возникало как бы по нескольким каналам общественной психологии одновременно:
- Київ+380960830922