Ви є тут

Глобализация как триггер развития современного высшего образования: социологический аспект

Автор: 
Русанов Дмитрий Вадимович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293059
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение
Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования глобализации высшего образования
1.1. Теории глобализации в современном социально-гуманитарном знании
1.2. Исследование глобализации высшего образования в современной социологии
Глава II. Социальная интеграция российского высшего образования в глобальные процессы
2.1. Глобально-локальные приоритеты развития отечественной системы высшего образования
2.2. Восприятие интеграции регионального университета в процессы глобализации: опыт эмпирического исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования определяется современными процессами глобализации, которые затрагивают практически все сферы и социальные институты общества, в том числе и систему высшего образования, трансформируя их применительно к собственным требованиям.
Во второй половине XX века высшее образование было провозглашено основным социальным институтом нового постиндустриального общества, от развития которого зависят как изменения, так и стабильность социальной реальности. От вузов, прежде всего университетов, стали ждать реальных предложений по функционированию не только культуры и социальной сферы, но экономики и политики. Под влиянием нарастания тенденций глобализации, которая стала пусковым механизмом (триггером) их изменений, они приобретали новые организационные и структурные черты, вылившиеся в необходимость соответственного перманентного реформирования системы высшего образования. Эти процессы затронули практически все национальные системы, каждая из которых выступает частью мирового образовательного пространства и развивается под влиянием процессов интеграции, создания единых стандартов производства и распространения информации, образовательных услуг.
Влияние глобализации на высшее образования проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, она преобразует высшее образование в одну из перспективных экспортных отраслей экономики в рамках международных программ обмена образовательными услугами. Во-вторых, она вносит организационные, структурные и институциональные изменения, что усиливает неолиберальные тенденции в образовательной политике многих стран, определяет появление новых моделей высших учебных заведений и способов их финансирования. В-третьих, она стирает национальные границы, формирует единые общемировые критерии оценки качества, требования к организации учебных программ, присвоению профессиональных квалификаций.
3
поиск новых перспектив» (Пенза, 2008), «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2009). Содержание работы отражено в научных статьях автора, опубликованных в сборниках научных трудов и научных журналах, в том числе в научных журналах, включенных в список научных изданий ВАК РФ, «Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки» и «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион», общим объемом 4,8 п.л.
Автор принимал участие в разработке госбюджетных тем Министерства образования и науки РФ «Теоретико-методологическое исследование стратегий развития регионального университета в условиях глобализации» (2006-2008) и «Теоретико-методологическое исследование глобально-локальных приоритетов разви тия отечественной системы высшего образования» (2009), а также в работе научного направления кафедры теоретической и прикладной социологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «Образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованных источников, иллюстрирована таблицами, схемами, рисунками.
15
Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования
глобализации высшего образования
/. /. Теории глобализации в современном социально-гуманитарном
знании
Начиная с середины XX века и до сегодняшнего дня, в социологии ведутся непрекращающиеся споры о сущности современного общества. Ведущие социологи создают новые теории, которые, сменяя друг друга, формируют наши представления о постиндустриальном1, посткапитал исгическом, информационном2, постмодерном3,
индивидуализированном4, сетевом5, глобальном6, мирсистемном7,
о
виртуальном' и т.д. обществах. Сравнивая эти теории, можно увидеть, что во многом они похожи, выдвигая на первый план социальных изменений такие факторы, как ведущая роль информации и сферы услуг, науки и высшего образования, развитие средств массовой коммуникации, гибкая специализация, усложнение технологий, сокращение пространства и времени. Несмотря на то, что в научных дискуссиях периодически появляется критика го одной, то другой теории, вес они на сегодняшний день сосуществуют в разных социологических парадигмах и пытаются объяснить функционирование современною общества, развитие которого действительно имеет свои особенности по сравнению с развитием традиционного и индустриального периодов. На наш взгляд, наиболее интересным из всех предложенных терминов современного общества является термин «глобализация», который за два десятилетия своего существования породил множество дискуссий и оказал непосредственное влияние на предмет нашего исследования - систему высшего образования.
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998.
" Уэбстер Ф. Теории информационною общества. М., 2004.
Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М., 2008.
" Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.
Кастельс VI. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.
6 Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.
Валлерстайн И. 11ослс либерализма. М., 2003.
* Социология: Учебник. Под ред. Д.В. Иванова. М., 2005. С.266-307.
16