СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования ценностного сознания рабочего класса........................... 18
1.1. Концепт социетальности как методология исследования ценностного сознания рабочего класса............................ 18
1.2.Ценности труда в структуре социетальной подсистемы общества.. 54
Глава 2. Трансформация социокультурной позиции рабочего класса в России в процессе модернизации......................... 65
2.1. Особенности формирования трудовых ценностей рабочего класса России.......................................................... 65
2.2. Рабочий класс как носитель трудовых ценностей: динамика его структуры и статусных позиций................................... 82
Глава 3. Специфика ценное гей рабочего класса в период системных реформ 90-х гг....................................... 108
3.1. Системная реформа в России глазами рабочего: собственность 109 как ценность................................................
3.2. Стратегии адаптации в переходный период как фактор трудовой мотивации...................................................... 122
3.3. Карьера в ценностном сознании рабочих...................... 135
Заключение...................................................... 155
Литература..................................................... 161
2
Введение
Актуальность темы. За последние десятилетия социокультурная сфера деятельности людей, культура в целом стали объектом пристального изучения в различных областях гуманитарного знания. В современном обществе в рамках ситуации постмодерна культура более не может рассматриваться как объект, принадлежащий исключительно к сфере деятельности творца, художника, мыслителя. Культура рассматривается как результат стихийной деятельности масс, в потоке которой сливаются индивидуальные усилия созидающего субъекта, стремящегося обытийствовать, обжить бурно обновляющийся мир с помощью известных и привычных ему ценностей.
Предпринятая в 90-е гг. в России системная реформа своим главным содержанием имела изменение положения и роли страны в мировой социально-экономической системе. Движение в этом направлении началось с реструктуризации государственной собственности, которая должна была вызвать изменения в сфере трудовых отношений, ценностей и мотивации труда. Постановка этих задач имеет широкий социокультурный контекст: по сути, речь идет о новом, по отношению к советскому опыту, этапе модернизации российского общества, успешная реализация которого позволит России занять достойное место в центральной зоне мира-системы1. Вместе с тем переход к рыночным принципам организации общества вызвал изменение его базовых ценностей, но новые ценностные ориентиры не были четко артикулированы и обоснованы в качестве общеразделяемых и интегрирующих (т.е. социетальных) ценностей.
Эта ситуация вызвала одновременное развитие нескольких тенденций, в частности, размывание ценности конкретного труда как важнейшей интегрирующей доминанты общества, а также утрату трудящимися группами общества, в первую очередь, рабочим классом, своей социокультурной роли
1 Валлерстайн И. Концепция национального развития, 1917-1989: элегия к реквием // Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С. 151-152.
3
использование свободного времени для приращения её качества. Представители рабочего класса постепенно стали интегрироваться в средние слои, разделяя универсальные ценности и осваивая профессии и квалификации третичного сектора. Структурная реорганизация экономики России в конце XX в. вызвала перевод российской промышленности на сырьевую специализацию, деквалификацию кадрового состава рабочих наукоемких отраслей экономики, резкое сужение его численности и его культурную маргинализацию.
6. Анализ отношения работах к важнейшим позициям системных реформ 90-х гг. - приватизации производства и частной собственности, способов адаптации к условиям экономики переходного периода, карьерным установкам и профессионально-достигательным ценностям, - показывает:
• разочарование и нарастание негативных оценок направления социального развития российского общества;
• возврат к мотивации и ценностям труда, свойственным начальному этапу индустриализации: ориентации работников на партикулярные, а не универсальные правила; вытеснение установки на квалификацию и профессионализм; переориентацию с ценности специализированного труда на диффузные производственные функции;
• отсутствие тенденции к усилению социальной роли профессий и формированию достигательных карьерно-профессиональных установок в качестве нормы в рабочей среде.
Практическая значимость работы определяется потребностью в выявлении социокультурного аспекта промежуточных результатов проведения рыночных реформ в России. Полученные в ходе исследования выводы имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии культуры и экономической социологии. Результаты диссертационной работы открывают
возможность дальнейшего изучения современных социокультурных процессов и их основных агентов, могут послужить научно-практической основой для экспергиз но проблемам социальною расслоения, а также использоваться в преподавании курса социологии, спецкурсов «Социегальная сфера общества», «Социальная структура общества и культурные различия в современной России» и др.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры регионоведения и этносоциологии и кафедры социологии и политологии РГПУ. Концептуальные идеи диссертации докладывались научно-теоретических конференциях: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Элиста, май 1999); «Социально-экономическая стабилизация: формирование и регулирование» (Ростов-на-Дону, 1998), на межвузовской научной конференции «Хозяйственная этика и гуманитарные проблемы экономики» (Ростов-на-Дону, 2003). Основное содержание диссертации изложено в научных статьях соискателя, общим объемом около 3,9 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 7 параграфов, 22 статистические таблицы), заключения, списка литературы. Объем текста диссертации - 171 машинописная страница.
17
- Київ+380960830922