Ви є тут

Социально-экономические особенности формирования паблик рилейшнз (PR) в сфере бизнеса

Автор: 
Деменцова Нина Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195408
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение........................................................... 3
I глава СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И СЛУЖБА ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БИЗНЕСА
1.1. Малое и среднее предпринимательство — основа формирования российской рыночной экономики.................................... 8
1.2. Народные предприятия — важнейший новый этап развития
предпринимательской деятельности в России................. 20
1.3. Роль и место паблик рилейшнз в развитии российского
предпринимательства в перестроечный период................ 34
II глава СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (РИ)
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ
2.1. Особенности формирования паблик рилейшнз на предприятиях
сферы бизнеса............................................. 42
2.2. Причины, сдерживающие развитие РЛ в сфере малых, средних и
народных предприятий российской экономики................. 65
III глава СТРАТЕГИЯ КАЙЗЕН В СИСТЕМЕ РК: УПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ И УСПЕШНЫМИ ПЕРЕМЕНАМИ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ СФЕРЫ УСЛУГ
3.1. Концептуальные требования формирования стратегии и тактики
службы паблик рилейшнз на предприятиях сферы бизнеса...... 75
3.2. Зарубежный опыт становления паблик рилейшнз в формировании
деловой репутации и конкурентоспособности предприятий и его использование в России.................................... 90
3.3. Предложения по совершенствованию РЯ в решении проблем
качественных преобразований в деятельности предприятий и культуры обслуживания потребителей....................... 105
Заключение......................................................... 124
Библиографический список........................................... 127
Пр иложении........................................................ 133
В В ЕД Е I I И Е
В условиях рыночных преобразований развитие общественного производства идет в сторону формирования информационного общества, интенсивного распространения новых коммуникационных и информационных технологий, развертывания глобальных телекоммуникации. Деловая среда предпринимательских структур, се становление и развитие все в большей степени зависят от общественного мнения и от умения на него воздействовать. Еще Авраам Линкольн отмечал: «Никто не может иметь успех, если общественное мнение против, и ничто не может провалиться, если общественное мнение — за».
Информированность российской общественности, рост образованности не включает противоречий массового сознания, — с одной стороны, наше общество стремится к радикальным рыночным реформам, с другой стороны, в значительной мерс обременено устоявшимися традициями и стереотипами, сложившимися за годы административно-командной системы.
Рассматривая общественное мнение как состояние массового сознания, следует
отметить, что его характерными особенностями являются: отсутствие единой и унифицированной широкой аудитории; разнообразие потребностей и интересов, быстрая переменчивость в зависимости от конкретных событий, суждений и выступлений. В этой связи динамизм развития предпринимательской деятельности, изменчивость и неопределенность деловой среды предприятий и фирм определяют необходимость постоянных коммуникаций с потребителями, партнерами, государственными институтами, своими работниками, общественными организациями. Формирование позитивного имиджа российского бизнеса и гармонизация общественного мнения становятся непременным условием эффективной деятельности предпринимательских структур в период рыночных преобразований, поскольку доверие к бизнесу со стороны государст ва и населения также способствует укреплению экономики России.
Все это означает, что в структуру механизма управления деятельностью современного предприятия должны включаться такие звенья, задачей которых является обеспечение связей с общественностью, — то, что обозначает понятие «паблик рилейшнз». В российской национальной экономике основы РЛ только зарождаются и
3
— активизация инновационной деятельности за счет высокого уровня нововведений на малых предприятиях;
— содействие процессу формирования среднего класса.
Малое предпринимательство является одним из самых важных секторов экономики, что объясняется его высоким потенциалом в сфере социально-экономического и политического развития. Поддержка и стимулирование развития этого сектора является одной из главных задач экономической и социальной политики, которая заключается в основном в создании для него благоприятных условий деятельности.
В национальной экономике малые предприятия присутствуют во всех секторах, средние предприятия — опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и «крупных» услугах и прежде всего ориентированы на массовый, относительно однородный выпуск больших партий стандартной продукции. Если крупные фирмы способствуют повышению
общехозяйственной активности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые — придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Вместе с тем необходимо отметить, что и малые, и крупные предприятия имеют свои преимущества и недостатки при осуществлении хозяйственной деятельности (таблица—схема 1). Достоинства и недостатки малых фирм являются относительными в том смысле, что они возникают на базе сравнения с крупным бизнесом.
Малое предпринимательство является источником относительно стабильных бюджетных поступлений. По словам министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Южанова И.: “Легче иметь дело с одним Газпромом, чем с 900 тысячами малых предприятий.' Хотя налоговая отдача получается примерно одинаковая”. Однако в условиях нестабильности экономики разорение крупных предприятий ведет к большим потерям бюджета, если же разорится несколько малых предприятий, то другие компенсируют недополучение средств бюджетом.
Рассматривая сущность и роль малого предпринимательства, профессор Шулус
А.А. выявил «основное противоречие малого предпринимательства». Осуществляя функции, высокие по своей социально-экономической значимости, малое предпринимательство обладает относительно невысокими жизнеспособностью и устойчивостью.
Однако то, что, по мнению Шулуса А.А., является недостатками для малого предпринимательства, мы считаем особенностями. Если бы малые предприятия обладали бы устойчивостью, то не обладали бы гибкостью, и им была бы присуща характерная для
13
крупных предприятий инерционность. Малые предприятия менее устойчивы и не могут долгое время находиться в состоянии банкротства. Разорившиеся мелкие структуры просто перепродаются третьим лицам с последующей перерегистрацией.
Таблица—схема 1.
Возможности и недостатки организации бизнеса
Предприятие Преимущества Недостатки
Малое Узкая специализация, обеспечивающая наилучшую адаптацию к требованиям рынка. Гибкая производственная структура, обеспечивающая динамическую реакцию на изменение конъюнктуры рынка. Возможность становления без относительно крупных стартовых инвестиций. Использование местных источников сырья, непригодного для крупных предприятий. Болес высокая скорость оборота ресурсов. Динамическая реакция на спрос потребителя. Высокая степень свободы при принятии решений. Малая доля освоения рынка. Относительная неустойчивость предприятий при резком изменении экономической конъюнктуры. Недостаток необходимых кадровых и финансовых ресурсов для организации массового производства и ведения крупных проектов комплексного характера. Отсутствие необходимого информационного обеспечения. Небольшие масштабы производства. Сложность и получении кредитных ресурсов. Высокая интенсивность труда.
Крупное Высокая степень освоения рынка. Значительные финансовые и кадровые ресурсы. Возможность доведения крупных инновационных разработок до конца. Возможность осуществления многоцелевых исследований. Возможность объединения различных подходов для решения основной задачи. Возможность осуществления массового производства. Высокая степень инерционности производства, значительно повышающая степень риска при модернизации и перестройке крупного производственного процесса. Значительная степень отчуждения работников от результатов их труда и связанная с этим проблема разработки эффективной системы стимулирования управленческого и творческого производственного труда. Конфликт интересов.
Невысокая жизнеспособность также ведет к тому, что вынуждает предприятия быстрее приспосабливаться к новым условиям. Разорение для малых предприятии является не такой большой проблемой, как для крупных. Люди, работающие в малом
14