Ви є тут

Управління процесом виховання студентів вищого педагогічного закладу освіти

Автор: 
Ржевська Анна Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003449
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Моделирование системы управления воспитанием студентов .... 71
2.1.1. Тенденции развития высшего педагогического образования ....73
2.1.2. Критерии оценки системы управления воспитанием ............. 82
2.1.3. Обоснование модели системы управления воспитанием ......... 94
2.2. Проверка эффективности разработанной системы ...................... 125
2.3. Анализ результатов эксперимента по проверке
эффективности разработанной системы управления
воспитанием студентов ......................................................148
Выводы по второй главе ........................................................................159
ВЫВОДЫ .................................................................................................... 164
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................... 171
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................... 190

ВВЕДЕНИЕ

Долгое время для функционирования вузов было характерно главенствование общегосударственных механизмов управления, что обеспечивало единство цели, содержания, организации, методики обучения и воспитания студентов.
Глубокие экономические, политические, социокультурные изменения в мире в конце XX века обусловили необходимость реформирования системы образования в Украине, что привело к значительным изменениям в условиях функционирования вуза. Государство, оставив за собой право определять политику в сфере образования, передало внутренним управленческим подсистемам вуза право решать ряд вопросов, в частности, связанных с определением цели, содержания, форм и методов организации воспитательного процесса.
Но вузы оказываются не вполне готовыми к подобной самостоятельности потому, что конечный результат деятельности любого звена системы образования зависит от научного уровня управления ею. В течение длительного времени теория управления только обосновывала существующую практику управления, но не раскрывала сути данного явления. Не принимались во внимание современные концепции управления, отдельные исследования, посвященные вопросам управления, базировались, как правило, на моделях управления начала XX века, имеющих ограниченные возможности. Это не позволило создать теорию управления воспитательным процессом, способную стать основой для решения задач, поставленных перед вузами временем.
Поэтому появляется острая необходимость разработки теоретических основ управления воспитательным процессом в вузе. В частности, необходимо теоретически обосновать и ввести в практику новую систему управления воспитанием, которая отвечает современным социальным требованиям. Данная цель подразумевает анализ тенденций развития украинского общества, высшего педагогического образования и тенденций развития теории и практики управления.
Особенности первого десятилетия преобразований в стране - перманентный характер перемен, осуществление реформ в условиях неопределенности среды, усиление роли экономических факторов во всех сферах человеческой деятельности на фоне снижения влияния факторов духовных, культурных, нравственных - обусловили необходимость теоретического обоснования сложившейся за эти годы практики управления воспитанием, оценки информации о развитии высшего образования, воспитания, управления в других странах.
Набирающие в стране силу процессы гуманизации и демократизации вновь поставили вопрос о развитии не только экономического, но и духовного, интеллектуального, нравственного потенциала общества. Проблемы поиска эффективных способов формирования личности профессионала и гражданина в новых условиях особенно актуальны для педагогического вуза, результат деятельности которого напрямую зависит от уровня сформированности у студента определенных личностных качеств.
Требуют пристального внимания вопросы пересмотра и переосмысления цели и содержания процессов воспитания и управления воспитанием в высшем учебном заведении, роли куратора и студенческого самоуправления в управленческом процессе.
Необходима разработка новых форм и методов работы со студентами, отвечающих целям управления и воспитания на современном этапе.
Сопоставление требований, которые предъявляются обществом к профессиональным и личностным качествам молодого специалиста и сложившейся практики управления воспитанием позволяет определить главные противоречия управления воспитанием студентов на современном этапе развития высшей школы: между необходимостью повышения уровня управления воспитательным процессом и степенью развития теории управления высшей школы; между потребностью общества в формировании личности будущих учителей и возможностями, которыми располагают в этом плане высшие учебные заведения.
Объективной потребности современного общества в улучшении постановки воспитания студентов не соответствует степень развития теории и практики управления воспитательным процессом в вузе. Поиск способов решения данного противоречия составляет проблему исследования. От изучения и решения этого вопроса зависит качество подготовки молодого специалиста в современных условиях.
Теоретическим и практическим аспектам экономического и социального управления посвящены исследования Р.Акоффа, И.Ансоффа, В.Г.Афанасьева, А.А.Богданова, В.Крофорда, И.Д.Ладанова, А.П.Попова, Ф.Тейлора, А.Файоля, Дж.Чампи и др.
Общие вопросы управления высшей школой рассмотрены в исследованиях Б.А.Гаевского, В.М.Галузинского, Г.А.Дмитренко, М.Е.Добрускина, Н.Б.Евтуха, В.Т.Лисовского, В.А.Якунина; отдельным аспектам управления высшей школой посвящены работы Р.Акопффа, Л.Я.Барышниковой, З.Л.Береговского, О.Е.Каминского, О.В.Кудрина и др.
Общие и частные аспекты процесса воспитания рассматривали Н.П.Гнатюк, А.А.Деркач, Д.И.Зюзин, Ю.Н.Кулюткин, В.Т.Лисовский, А.Н.Орлов, В.А.Сластенин, М.Ф.Фатхуллин, Р.И.Цв