ГЛАВА 2
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ФАКУЛЬТЕТОВ
Проведенное нами исследование состояния сформированности эстетической культуры
студентов музыкально-педагогических факультетов позволило сделать вывод о том,
что ее уровень не соответствует требованиям, предъявляемым школьной практикой к
педагогам-музыкантам, призванным формировать эстетическую культуру школьников.
Динамичность формирования эстетической культуры студентов снижается вследствие
выявленных в процессе констатирующего эксперимента противоречий между задачами
эстетического воспитания и отсутствием механизма построения вузовского
учебно-воспитательного процесса, способствующего их решению; между потребностью
в воспитании творческой, эстетически развитой личности будущего учителя и
недостаточным уровнем готовности преподавателей к осуществлению этого
процесса.
Анализ результатов диагностического исследования обусловил необходимость
коррекции существующей системы формирования эстетической культуры студентов,
разработки специальной опытно-экспериментальной программы, направленной на
повышение уровня эстетического развития студентов, совершенствование
профессиональной компетентности преподавателей.
Опытно-экспериментальная программа включала 5 разделов:
Внутривузовская теоретическая и методическая подготовка преподавателей
музыкально-педагогических факультетов к формированию эстетической культуры
студентов.
При разработке опытно-экспериментальной программы мы исходили из того, что
обновление системы формирования эстетической культуры студентов могут
осуществлять только те преподаватели, которые обладают высоким уровнем
эстетической культуры, широким интеллектом и кругозором, владеют новыми
методиками эстетического воспитания. Поэтому большое внимание в нашем
исследовании уделялось вопросам подготовки самих преподавателей к осуществлению
эстетического развития студентов, стимулированию личной заинтересованности
педагогов в решении этой проблемы, повышению их уровня готовности к
эстетико-воспитательной деятельности. Для достижения этих целей мы определили
следующие направления:
информационное обеспечение подготовки преподавателей;
организация практической подготовки преподавателей к выполнению ими
эстетико-воспитательных функций;
использование эмоционально-стимулирующих форм и методов работы с педагогами;
обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к подготовке
преподавателей;
стимулирование творческой активности преподавателей в процессе накопления ими
опыта эстетического воспитания и самосовершенствования;
привлечение педагогов к научно-исследовательской деятельности, направленной на
разработку и внедрение новых технологий формирования эстетической культуры
студентов.
Реализацию указанных направлений предполагалось осуществлять в условиях
индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Определение психолого-педагогических условий развития эстетической культуры
студентов.
Опытно-экспериментальная работа строилась на предположении о том, что процесс
формирования эстетической культуры будущих учителей музыки требует особых
психолого-педагогических условий, способствующих его продуктивности. С целью их
научного обоснования разрабатывалась технология целенаправленного формирования
эстетической культуры студентов, органически взаимосвязанными компонентами
которой выступили учебный процесс, внеаудиторная работа, деятельность
управленческих структур. Как уже отмечалось при рассмотрении теоретических
аспектов проблемы, методологической основой данной педагогической технологии
явились личностный, культурологический, системный и целостный подходы, в
соответствии с которыми определялась содержательная сторона каждого из звеньев
педагогического процесса.
Поскольку формирование эстетической культуры будущих учителей музыки, по нашему
мнению, немыслимо без наличия высокого уровня теоретической эстетической
подготовки студентов, предполагалось внести изменения в содержание и практику
преподавания психолого-педагогических дисциплин: дополнить их информацией о
критериях и качествах эстетической культуры учителя, эстетико-воспитательных
функциях педагога, личностно-ориентированном подходе к эстетическому воспитанию
школьников, особенностях становления эстетических взаимоотношений; внедрить
специальные формы и методы работы, активизирующие процесс обучения и
эстетического развития студентов.
В нашем исследовании внеаудиторная работа рассматривалась как органическая
часть целостного процесса формирования эстетической культуры студентов. Мы
исходили из того, что вовлечение студентов в различные виды внеучебной
деятельности, использование культурологических форм внеаудиторной работы с ними
будет способствовать повышению творческой активности и инициативности будущих
учителей музыки, формированию стремления к эстетическому самовыражению и
самореализации, духовному самосовершенствованию, развитию
эстетико-воспитательных умений и навыков. Поэтому приоритетными направлениями
внеаудиторной работы со студентами были выделены:
активная подготовка студентов к участию в культурно-массовой работе;
широкое использование разноплановых диалогических форм внеаудиторной работы
(профессиональные дискуссии, диспуты, круглые столы, встречи с ведущими
педагогами школ города);
приобщение студентов к научно-исследовательской работе;
стимулирование эстетического самовоспитания будущих учителей, педагогическое
руководство этим процессом;
привлечение студентов к музыкально-просветительской, пропагандистской и
художественно-эстетической деят
- Київ+380960830922