Ви є тут

Психолого-педагогічні умови подолання комунікативних бар'єрів у процесі вивчення іноземної мови

Автор: 
Яковлева Наталія Валеріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001598
129 грн
Додати в кошик

Вміст

раздел 2.1).
2.3.3. Взаимосвязь тревожности как показателя наличия
коммуникативных барьеров с уровнем притязаний
студентов

Приступая к выбору задания той или иной сложности на первом этапе, испытуемые
обычно исходят из представлений о своих возможностях в умении решать проблемные
ситуации в общении. Как выяснилось, большинство студентов склонны сначала себя
переоценивать. Об этом свидетельствует тот факт, что в 70,9% случаев выбор пал
на достаточно сложные задания и только 40% студентов справились с поставленной
задачей. Во всех остальных случаях отмечалось, что эта ситуация слишком сложна
и объяснялось, почему. 29,1% студентов, выбравших легкие задания, со своей
задачей справились. Данные результаты свидетельствуют о том, что 30,9 %
студентов имеют завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний.
Результаты анализа самоотчетов и количественных данных по тем ситуациям,
которые вызвали особую сложность, позволили сделать вывод, что наибольшее
психическое напряжение вызывают ситуации, связанные с нехваткой навыков
общения, неуверенностью в собственных способностях, неумением правильно оценить
психологическую ситуацию и подать себя в выгодном свете. «Зажатость»,
«закомплексованность» в сочетании с неадекватным уровнем притязаний и
самооценки, несомненно, вызывает душевный и эмоциональный дискомфорт и приводит
к деструктивной тревожности, тормозящей интеллектуальный и творческий потенциал
учащихся. Этот вывод подтверждают данные, полученные с помощью методики
субъективного определения трудностей в общении при изучении иностранного языка,
а также данные методики самооценки Дембо-Рубинштейна. Наша гипотеза была
подтверждена с помощью корреляционного анализа таких параметров как уровень
тревожности и уровень притязаний. Результаты данных измерений представлены в
таблице 2.5.
Таблица 2.5
Центральные тенденции и разброс измеряемых признаков
(учебная тревожность и уровень притязаний)
Наименование
Признака
Среднее
Значение
Медиана
Мода
Стандартное отклонение
Учебная тревожность
38,15
42
48
11,59
Уровень притязаний
6,15
2,42
Коэффициент корреляции Пирсона-Браве при сравнении полученных данных составил r
= -0,592 при r критич = 0,3541 (уровень значимости 0,01, n = 55) (см. табл.
З.1). Это свидетельствует об адекватности использования данных методик
сообразно поставленной задаче и о взаимообусловленности таких параметров как
тревожность и уровень притязаний. Связь между измеряемыми признаками можно
считать достоверной.
Таким образом, статистические данные подтверждают гипотезу о том, что
повышенный уровень тревожности, обуславливающий коммуникативные барьеры, может
быть вызван неадекватностью уровня притязаний.
Полученные результаты исследования самооценки и уровня притязаний позволяют
утверждать, что значительные расхождения между самооценкой, уровнем притязаний
испытуемых и их реальными достижениями (академической успеваемостью) являются
фактором, обуславливающим возникновение коммуникативных барьеров в процессе
общения при изучении иностранного языка. Подтверждением данного предположения
являются выдержки из самоотчетов студентов: «Я считаю, что у меня достаточно
хорошая подготовка, поскольку я оканчивала школу с углубленным изучением
английского языка. Но в университете я столкнулась с тем, что мои знания
оцениваются неадекватно моим способностям»; «Я чувствую, что по уровню знания я
гораздо сильнее своих одногрупников, но в силу стеснительности в присутствии
группы не всегда могу это продемонстрировать. К сожалению, преподаватель этого
не видит, и я получаю оценки намного ниже, чем я этого заслуживаю».
Сравнение показателей измерений уровня тревожности и усредненных оценок по
предмету, как показателя реальных достижений с целью выяснения данных о
расхождениях этих характеристик представлено в таблице 2.6.
Коэффициент корреляции r = -0,45 при r критич.= 0,3541 (уровень значимости
0,01, n = 55) подтверждает зависимость измеряемых признаков (см. табл. З.1).
Таблица 2.6
Центральные тенденции и разброс измеряемых признаков
(тревожность и академическая успеваемость)
Наименование признака
Среднее значение
Медиана
Мода
Стандартное отклонение
Учебная тревожность
38,15
42
48
11,59
Оценка по
предмету
3,8
3,8
3,8
0,65
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о следующем: чем
значительнее расхождения между уровнем притязаний и реальными достижениями, тем
выше уровень тревожности, а соответственно выше вероятность возникновения
коммуникативных барьеров. Именно этот фактор может стать причиной наибольшего
психического напряжения в ситуации общения, как с преподавателем, так и с
другими участниками группы. Это подтверждают выдержки из самоотчетов: « Как мне
кажется, у меня нет проблем с языком. В школе я был одним из лучших учеников.
Но, видимо, у преподавателя иное мнение на этот счет. Это угнетает», «Я
чувствую себя немного скованно, когда отвечаю на занятии, потому что постоянные
придирки со стороны преподавателя заставляют думать, что я сделал неправильно,
когда поступил в этот вуз», «Если честно, то на занятия ходить не очень
хочется, поскольку мои знания все равно остаются невостребованными».
Полученные результаты, а также высказывания студентов логически доказывают
необходимость коррекции уровня притязаний и самооценки обучающихся, а также
повышения мотивированности обучения.
Особый интерес представляла для нас группа студентов с низкими показателями
тревожности. С целью выявления причин этого мы провели дополнительный анализ
самоотчетов студентов, имевших низкие показатели по уровню тревожности, и
выяснили, что 85,5