Ви є тут

Система навчання молодших школярів діалогічному спілкуванню іноземними мовами (за матеріалами авторської програми „Ласкаво просимо у світ іноземних мов").

Автор: 
Гладка Ірина Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U002464
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ.
Система обучения младших школьников диалогическому общению является важным условием для свободного владения несколькими языками. Эффективность самостоятельной языковой деятельности учеников во многом зависит от их интереса и мотивов к изучению иностранных языков.
Опыт и наблюдения за педагогическим процессом показывают, что мотивация становится практически насыщенной, если овладение навыками общения на иностранных языках органически связано с культурой и традициями людей, язык которых изучается.
Система обучения предусматривает овладение учениками языковыми умениями на уровне, достаточном для общения на иностранном языке, с помощью четырех видов языковой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма в типовых ситуациях.
Овладение учениками общением на иностранных языках предполагает формирование у них определенного уровня коммуникативной компетенции.
Благодаря предложенной системе обучения, ученики смогут овладеть несколькими иностранными языками, поняв и усвоив коммуникативные функции способов общения для их использования в нужных ситуациях, научившись самостоятельно выбирать оптимальные языковые способы для реализации коммуникативного желания.

2.1. Гуманизация коммуникативного процесса в начальной школе
Умение вести диалог - одна из существенных характеристик человека. Вопросы обучения диалогической речи, являющейся естественной формой коммуникации, приобретают первостепенную важность. Поэтому потребности учебного процесса обусловливают необходимость обучения диалогу в школе.
Получив возможность изучать опыт обучения школьников за границей, ученые-педагоги, теоретики и практики пришли к выводу, что авторитарный стиль педагогического взаимодействия в школе устарел, и на смену механическому зазубриванию должно прийти осмысленное усвоение информации на уроке, а главное - осознание необходимости учиться добросовестно, заинтересованно, с энтузиазмом.
Многолетний опыт жесткого подчинения ученика учителю, замкнутость мышления и отсутствие собственного мнения привели к тому, что предложенный проект гуманизации школы, и в том числе, гуманизации коммуникативного процесса, вызвал сложности у учителей. Перемены в обществе потребовали изменений в сознании учителей и новых подходов к процессу обучения, связанных с его гуманизацией. Гуманизация обучения в начальной школе предполагает развитие личности школьника как наивысшей социальной ценности. Это означает, что каждый ребенок, который учится в школе, должен иметь возможность реализовать свои способности, получить положительные эмоции от учебного процесса в целом и разных видов деятельности, общения в частности.
Гуманизация коммуникативного процесса предполагает такую организацию учебного процесса, при которой складываются благоприятные условия для доступного каждому ученику (независимо от его способностей) усвоения учебного материала, его интеллектуального и духовного развития. Гуманизация коммуникативного процесса в начальной школе предусматривает овладение разговорной речью, учитывая индивидуальные особенности ученика. Необходимость гуманизации коммуникативного процесса в начальной школе вызвана также тем, что существующий и передающийся "генетический" страх перед иностранными языками должен быть побежден именно на 1-ой ступени учебы, когда ученик доверяет учителю и считает его "второй мамой".
Гуманизация коммуникативного процесса раскрывает перед учениками перспективы свободного ведения диалога не только со сверстниками, но и с учителем, а в дальнейшем - и с носителем языка, а также направлена на раскрепощение учащихся и на осознание ими собственного "Я", при умении вести непринужденный диалог.
Гуманизация коммуникативного процесса делает акцент на вариативности мышления, которое необходимо при диалогическом общении. Отрабатывая на первом этапе грамматические структуры и лексические единицы, учитель готовит почву для расширения "фантазий" ученика при создании самостоятельного диалога.
В свете отмеченного, особенно благоприятным является изучение в начальной школе иностранных языков.
Особенностью иностранных языков, в частности, английского и немецкого, является наличие в их основе четких структур, в которые можно вводить большое количество слов, тем самым ускоряя процесс их запоминания.
Гуманизация процесса обучения предусматривает решение и такой важной для каждого учителя, проблемы как комфортные условия пребывания младшего учащегося в школе. Учитывая возрастные особенности учеников от 6 до 10 лет, целесообразно продумывать не только диалоги по теме, но и всю коммуникацию в целом на уроке (подбор фраз, жестов), которые младшие школьники впитывают в себя. Как утверждают психологи, именно первая фраза учителя на уроке дает значительный настрой на все занятие. В нашей системе экспериментального обучения с этой целью использовалась пятиминутная беседа учителя с учениками об отсутствующих на уроке и причинах их отсутствия, о погоде, настроении в такую погоду и т.п. Таким вступительным диалогом давался определенный настрой на восприятие иностранного языка, хотя данный диалог имел и определенную воспитательную цель: о заболевших друзьях следует позаботиться: справиться об их здоровье, помочь в выполнении домашнего задания.
Важным непринужденным, обучающим диалогом между учителем и учениками является и беседа, возникающая при осуществлении проверки домашнего задания. В нашем экспериментальном обучении такой диалог плавно переходил в диалог между учениками, который на новом материале урока разыгрывался в непринужденной беседе. И хотя в основном домашнее задание по иностранным языкам сводится к заучиванию лексических единиц, текстов, переводу, все же диалог при этом был уместен: ученики придумывали вопросы с новыми словами, задавали вопросы по тексту таким образом, чтобы был четко ясен смысл текста.
Гуманизация учебного процесса, выражающаяся в необходимости