Ви є тут

Ладоінтонаційна ситуаційність в музиці сучасних українських композиторів

Автор: 
Рікман Каріна Григорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003019
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЛАДОИНТОНАЦИОННОЙ СИТУАЦИОННОСТИ.
Специфика рассматриваемого явления требует конкретизации и упорядочения этапов его анализа. Объём входящих в него дискретных компонентов, подвергающихся, в свою очередь, отдельному рассмотрению, усложняет решение проблемы.
Музыкальные произведения, являющиеся объектами изучения, представляют собой часть генеральной совокупности, объём которой, руководствуясь задачами исследования, охватывает стилевой ареал произведений ХVII - ХХ веков как наиболее показательный с точки зрения формирования ладоинтонационной ситуационности в двуладовой системе организации интонационного материала.
Выборка анализируемых произведений проведена методом случайного повторного отбора, при котором объекты изучения отбираются из генеральной совокупности в случайном порядке. После отбора каждый объект изучается и затем возвращается в генеральную совокупность, так что любое произведение (или его фрагмент) может повторно попасть в выборку. Исследуемые произведения (или их фрагменты) показательны для характеристики всей генеральной совокупности. Выявленные и обработанные образцы репрезентативны по отношению ко всему массиву музыкальных сочинений генеральной совокупности.
На примерах ряда сочинений различной стилевой направленности или их фрагментов, написанных в разнообразных техниках и принадлежащих порой противоположным в эстетическом плане школам, необходимо выявить, во-первых, следующее:
состояние парадигматических интонаций на рассматриваемом этапе исследования,
узнаваемые трансформации интонаций-парадигм в новых художественных условиях,
применение качественно иных интонационных средств,
обнаружение их "корней" в музыкальном искусстве прошлого,
попытка выведения их на парадигматический уровень,
стилевые принадлежности парадигматических интонаций.
Другим весомым компонентом явления ладоинтонационной ситуационности служит ладовая организация - звуковысотная структура, зависящая от функционирования элементов, включающих в себя и интонации-парадигмы, в той или иной системе.
Для определения основных сторон явления ладоинтонационной ситуационности, необходимо выявить и рассмотреть на примере различных сочинений распространенные структуры звуковысотной организации, затем выделить в этих рамках наиболее показательные в выразительном плане интонационные комплексы, которые возможно рассматривать в контексте парадигматических интонационных отношений, и обобщить наблюдения, принимая во внимание не только рассматриваемые параметры того или иного сочинения, но и стилевые особенности, характерные черты творчества композитора, композиторской школы и пр.
О таких основных философских категориях, как "единичное", "особенное", "всеобщее", применимых к ладоинтонационной ситуационности, уже шла речь в нашей работе.? Категории "особенное" и "всеобщее", на наш взгляд, координируются с рассматриваемой дефиницией на более отдаленных этапах изучения, связанных с историческими обобщениями, характеристиками творческого облика того или иного композитора в ладоинтонационном аспекте и т.д.
На первичном же этапе рассмотрения ладоинтонационной ситуационности как явления необходимо сконцентрироваться в основном на единичных показаниях, естественно, не замыкаясь исключительно на технологических моментах, но и не расширяя аналитическое поле во избежание рассредоточения основных характеристик объекта. Опираясь на определение "относительно неделимого логического целого" И.А. Котляревского, уже приводимого в данной работе,? отметим разнообразие проявлений этой скорее смысловой, нежели тематической, синтаксической, "территориальной" единицы.
Максимальным проявлением единичного здесь является, на наш взгляд, музыкальное произведение целиком. Наименьшим слагаемым процесса будет "генетическое ядро" (77; 206), характеристически определенная интонация, показательная для последующего развития, "initium", заключающий полноту эмоционального выражения.
Естественно, что выявление, рассмотрение, классификация относительно неделимого логического целого служат дальнейшему определению ладоинтонационной ситуационности различных уровней, располагающихся иерархически. Однако самоцелью в этом процессе является достижение собственно художественной формы, удовлетворяющей эстетическим потребностям времени.
"Художественная форма есть делимая единичность, или координированная раздельность всех своих смысловых элементов, то есть она есть самотождественное различие с абсолютной твердой границей в отношении ко всему прочему. Художественная форма есть неделимая целостность..." (73; 59).
Единичное структурно-смысловое проявление ладоинтонационной ситуационности также неоднозначно и имеет несколько уровней.
Условно выделяя три уровня рассмотрения вне зависимости от конкретного положения в звуковысотной сфере, по возможности не конкретизируя технические стороны наблюдаемого фрагмента, построим систему по степени обогащения и усложнения компонентов в процессе трансформации от элементарных моментов звуковой выразительности через образование системно-структурных предпосылок к их организации в определенную композиционную целостность (См. Приложение 1)
На элементарном уровне, определяющимся средствами музыкальной выразительности, необходимо обнаружить ритмоинтонационные особенности рассматриваемого фрагмента и выявить интонации-парадигмы, либо производные от них, обозначив общую эмоциональную окраску.
Другим составляющим элементарного уровня является определение фактурного проявления основных интонаций. Это положение тесно соприкасается с таким понятием, как "тема-комплекс" В.Холоповой, включающим в себя вертикальный, горизонтальный, диагональный аспекты организации. В случае с фактурным проявлением рассматриваемых в звуковысотной системе любой разновидности организации интонаций, также необходима опора на выделенный тот или иной фактурный слой, наиболее полно отвечающий раскрытию эмоционального значения интон