Ви є тут

Християнська традиція в ситуації постмодерну.

Автор: 
Германова де Діас Елеонора Владиславна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002651
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II
Богословское понимание традиции. Постмодерные аспекты
традиционализма

2.1. Православие о Св. Предании (Традиции)

Христианское богословие под религиозной традицией понимает церковное Предание, которое в процессе своего формирования стало Традицией, предполагающей и осуществляющей действие Бога в мире [124, с.117]. В самом общем христианском понимании, Священное Предание есть форма сохранения Церковью своего вероучения. Предание, по мнению С.Булгакова, - это живая память Церкви, которая содержит истинное учение, раскрывающееся в человеческой истории [35, с.20-21]. Предание - не достояние только прошлого, "оно есть живая сила, присущая живому организму" [35, с.21]. Заметим, что само слово "предание" ассоциируется в нашем сознании с прошлым, с древностью, памятью времен. Однако практически все православные богословы, исследовавшие Предание, отмечали его жизненность, включенность в настоящее. Историческое развитие может изменить оболочку Предания, однако неизменным остается его дух. Предание связывает воедино прошлое и настоящее Церкви, в результате чего христианские общины времен апостола Павла и современные Поместные Церкви составляют единую Вселенскую Церковь. С. Булгаков различал сознание предания, которое может быть различным в разные исторические эпохи, и неисчерпаемое, действенное и неизменное Предание, которое "есть сама жизнь Церкви" [35, с.21].
Предание буквально (лат. Traditio, греч. paradosis) и есть Традиция. Церковная традиция сформировала канон Священного Писания, то есть состав и количество книг Библии, руководствуясь при этом адекватностью провозглашения христианской истины тем или иным библейским текстом. "Предание (или Традиция) Церкви, в свою очередь, подразделяется на многие источники неадекватного значения или на многие loci theologici (богословские положения) Откровения: Деяния Вселенских или Поместных Соборов, творения святых отцов, канонические установления, литургика, иконография, благочестивые обычаи и многое другое" [149, с.131]. У богословского термина "Предание" существует довольно много значений, иногда, по замечанию В. Н. Лосского, этот термин рискует "вовсе утерять свой первоначальный смысл" [149, с.129]. Происходит это потому, что значение термина и на богословском языке несколько расплывчато, если употреблять его в значении "традиция". По этому поводу В. Н. Лосский задавал вполне уместный вопрос: возможно ли вообще определить суть той живой реальности, которая называется Преданием или церковной Традицией или стоит остановиться лишь на описании данного феномена? Обычно Предание трактуется как некая вселенская полнота (плерома) христианства, которую, однако, нельзя четко отделить ни от единства, ни от кафоличности (соборности), ни от апостоличности Церкви. Согласно святоотеческой позиции христианство приобретает свою цельность, полноту только в существовании Священного Предания, причем это Предание должно быть в единстве с Писанием. Предание служит не для продолжения Писания, а для его всестороннего раскрытия и осмысления. Писание и Предание - две нераздельные, но и неслиянные стороны богооткровения. По мнению В. Н. Лосского, для догматического богословия их необходимо различать. Но "различать не всегда значит разделять и тем более - противопоставлять" [149, с.130]. Противопоставление Писания и Предания, как известно, произошло во время Реформации, идейные вожди которой стремились таким образом "вернуть" Церкви истину Священного Писания, которая с течением времени подверглась значительной трансформации. Реформация решительно провозгласила приоритет Писания, которое признавалось иной реальностью, чем Священное Предание. Вслед за своими противниками - протестантами, поневоле разделяли Писание и Предание как две истины богооткровения и полемисты Контрреформации. Вместо того чтобы рассматривать Священное Предание как связующую нить христианской религии, как выражение духа христианства, к Преданию стали относиться как к чему-то добавленному, внешнему по отношению к Писанию. Протестантская доктрина, таким образом, утвердила принцип Sola Scriptura, принцип достаточности Писания, исключив все, что "от Предания". Однако, как мы рассмотрим ниже, полностью отказаться от Предания протестантизм не смог. В протестантских вероучениях в целом сохранилось ядро Традиции (основные христианские догматы), при этом отношение к Преданию было, естественно, негативным. Во времена Реформации и Контрреформации негативизм в отношении Священного Предания повлек за собой необходимость его защиты. Католическим защитникам Предания пришлось доказывать необходимость соединить эти две искусственно противопоставленные друг другу реальности, так как каждая из них, взятая в отдельности, была бы неполной. Если в своем соединении Писание и Предание составляют полноту христианства, то тогда нельзя говорить ни о противопоставлении этих двух реальностей, ни о первенстве того или другого. Даже вопрос о двух реальностях, на наш взгляд, не следует ставить, так как в целом Писание и Предание образуют единую христианскую реальность.
По мнению В.Н. Лосского, если противопоставить Писание и Предание как два независимых друг от друга источника Откровения, то неизбежно Предание получит особенности, характерные для Писания: "оно окажется "иными письменами" или "иными ненаписанными словами" - всем тем, что Церковь может прибавлять к Священному Писанию "в горизонтальном, историческом своем плане" [149, с.131]. Тогда Священное Писание (канон Священного Писания) оказывается на одной стороне, на другой - Предание (или Традиция) Церкви, которая состоит из своего неизменного ядра (основных христианских догматов, принятых на Вселенских соборах и обоснованных Отцами Церкви) и сформированных в течение исторического развития христианства частных преданий (канонические основания, литургические правила, обряды, иконография и т.д.). Заметим, что на знаменитом Тридентском соборе богословы говорили не только о Предании, но и о преданиях. В этом случае как раз и произошло