Ви є тут

Механізми регулювання кон'юнктури продукції металургійних підприємств

Автор: 
Челахов Степан Валентинович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U003411
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИ ВЫБОРА КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
Исследование конъюнктуры осуществляется с помощью экономичес- ких показателей, которые позволяют дать количественную характеристику качественным изменениям, происходящим в воспроизводственном процессе и характеризуют сложившуюся ситуацию на рынке, а также дают возможность определить значимость, направления и тенденции развития конъюнктуры. При этом следует иметь в виду, что некоторые показатели дают прямую количественную оценку ситуации на рынке и непосредственно отображают те или иные конъюнктурные изменения, а другие показатели могут быть использованы как непрямое свидетельство некоторых процессов, которые происходят на рынке. К последним показателям относятся, например, сведения о конкурентной борьбе на исследуемом рынке.
Экономические показатели, которые приводятся в различных источниках информации, часто относятся к категории высокоагрегированных и они свидетельствуют о общих тенденциях. Для характеристики состояния конъюнктуры конкретных товарных рынков наряду с общими данными о изменениях в производстве и потреблении необходимо иметь в распоряжении дополнительные, менее агрегированные частные показатели, которые относятся непосредственно к анализируемому виду продукции. Конъюнктура конкретного товарного рынка (например рынка металлопродукции) не развивается изолировано. Она связана с общегосударственной конъюнктурой и конъюнктурой других товарных рынков. Рынок металлопродукции в первую очередь связан с рынком машиностроительной и угольной промышленности, в связи с чем изменения функционирования одного из них могут привести к неблагоприятным последствиям на других рынках.
2.1.Классификация и количественное описание
конъюнктурных показателей
Большинство конъюнктурных показателей можно свести в группы, которые характеризуют определенные стороны или особенности состояния и проявления рыночной конъюнктуры. В табл.2.1 приведены группы и виды конъюнктурных показателей.
Таблица 2.1. Показатели рыночной конъюнктуры
Группы конъюнктурных показателейВиды показателейДинамика развития рынкаСредние характеристикиКолебания конъюнктурыТемпы ростаРыночное предложениеОбъемСтруктураЭластичностьРыночный спросОбъемСтруктура (сегменты)Емкость рынкаРавновесиеОбъемы и цена равновесияСтруктура рынкаРаспределение рынкаДеловая активностьИндексы деловой активностиПроизводственные возможностиУровень риска
Рассмотренная система копъюнктурных показателей включает главные, наиболее используемые показатели, которые применимы для анализа изменений на рынке и определения перспективы развития конъюнктуры.
Первостепенное значение для анализа конъюнктуры рынка имеют спрос и предложение. К основным факторам, формирующим эти группы показателей относятся: рыночная цена; цена на конкурирующие товары; количество конкурентов на рынке; налоги и др. Между предложением и спросом существует тесная связь: спрос порождает предложение, однако и предложение определенным образом влияет на спрос. Аксиома маркетинга звучит: на рынке продавца спрос ориентируется на ограниченные возможности предложения, а на рынке покупателя предложение ориентируется на спрос. В определенных ситуациях предложение порождает спрос, например, новый товар сам завоевывает рынок, создавая новый спрос. Обозначая через X(t)={x1t, x2t,..., xnt} - ингридиенты спроса, а через Y(t)={y1t, y2t,..., ymt} - ингридиенты предложения в момент времени t, основную задачу регулирования рыночной конъюнктуры можно выразить балансовым соотношением D(X) =S(Y), где D(X) и S(Y) - соответственно функции спроса и предложения.
Одна из моделей регулирования рыночного спроса и предложения в зависимости от ценового фактора в геометрической интерпретации представлена на рис.2.1 (состояние равновесия) и рис.2.2 (неравновесное состояние). При планировании рыночной сделки потребители и производители могут оказаться в неодинаковом положении. Покупатель, планируя в t-м периоде объем спроса, знает цену этого периода, а производитель в момент осуществления мероприятий, определяющих объем его предложения, не знает какой будет цена к моменту выхода продукции на рынок.
В данной модели рынка в связи с этим предполагается, что объем рыночного спроса в периоде t зависит от цены этого периода: q1t = f(Pt), например q1t = a - bPt, а объем рыночного предложения в данном периоде определяется ценой предшествующего периода: q2t = ?(Рt-1), например q2t = m + nРt-1. Но, несмотря на это в силу многих рыночных причин может оказаться состояние равновесия неустойчивым (рис.2.2).

Рис.4.7. Модель рыночного равновесия

В паутинообразной модели рынка в связи с этим предполагается, что объем рыночного спроса в

Рис.2.1. Модель рынка: равновесное состояние

Рис.4.8. Модель рынка: неравновесное состояние
Рис.2.2. Модель рынка: неравновесное состояние
В исследовании потребительского спроса важное значение имеет определение потребительского потенциала рынка, который характеризуется емкостью рынка [29]. Емкость рынка - это количество товаров, которое может на нем реализоваться на протяжении определенного промежутка времени. Насыщенность рынка i - м товаром представляет степень заполнения им потребителей. Она определяется на основе выборочного исследования либо экспертным путем. Для товаров длительного пользования используется балансовый метод расчета, в основе которого лежит соотношение:
Ni(t)= Ni(t-1)+Pi(t)-Vi(t),
где Ni(t) - наличие i -го товара на конец периода t;
Ni(t-1) - наличие i -го товара на начало пер