Ви є тут

Законодавство про основні політичні і громадянські права та свободи підданих Російської імперії другої половини ХІХ - початку ХХ століття

Автор: 
Лизогуб Віталій Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004504
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИНСТИТУТ ОСНОВНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
2.1. Развитие законодательства о правах подданных в Российской империи к началу ХХ столетия
Прогрессивные изменения в российском законодательстве, связанные с защитой прав и свобод человека и происшедшие в начале ХХ века, во многом были предопределены развитием отечественной общественно-политической и правовой мысли. До прочного укоренения в отечественном мировоззрении основных постулатов либеральной западноевропейской идеологии (то есть до второй половины XVIII в.) идеи универсализма и равенства не были новинкой в российском обществе, а институт индивидуальных прав, в особенности сословных прав, не был инородным элементом для правовой системы Российской империи [27, с. 25].
В "Подкрестной записи" царя Василия Шуйского (1606) и Договоре с польским королем Сигизмундом III Августом о призвании на русский престол королевича Владислава (1610) предусматривались судебные гарантии неприкосновенности личности и имущества, некоторые элементы механизма ограничения верховной власти, предполагался принцип законности [27, с. 26].
В Петровскую эпоху (конец XVIІ - первая треть XVIIІ в.) были уничтожены практически все проявления независимости и свободомыслия. Все население, в том числе крестьяне и дворяне, было стеснено государственными воинскими и земскими (хозяйственными) повинностями. Во внесудебном порядке могла быть конфискована любая собственность. Власть царя была абсолютной и законом не ограничивалась. Население в управлении государством не участвовало. Сформированное Петром І постоянное войско, заменившее собой дворянское ополчение, и созданный мощный аппарат чиновничества подавляли любое своеволие. Это, однако, совсем не мешало Петру I издавать указы, касающиеся предоставления своим подданным гражданских прав и свобод. В своем указе 1722 г. "О хранении прав гражданских" царь заявляет не только о необходимости обеспечения этих прав на уровне законодательства, но и на уровне их практической реализации: "Ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, пониже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибирая масть к масти ..." [97,
с. 656-657].
После смерти Петра І некоторые свободы и вольности получило только дворянство. Манифестом Петра ІІІ от 18 февраля 1762 г. и особенно Жалованной грамотой дворянству Екатерины ІІ от 21 апреля 1785 г. дворяне освобождались от телесных наказаний, личных податей и рекрутских повинностей, а также получали право свободной торговли и промышленной деятельности. Статьи 395 и 401 "Учреждения о губерниях" 1775 г. устанавливали такие права личной неприкосновенности как освобождение из-под стражи совестным судом и право бить челом (жаловаться) на лицо, виновное в незаконном задержании [98, с. 15].
В это же время дворяне получают полное право собственности на недвижимое имущество, порядок закрепления которого становится упрощенным и децентрализованным. По мнению К.П.Победоносцева, с этого момента можно говорить о возникновении в России права собственности и связанных с ним личных прав [99, с. 138-139].
В XVII - XIX веках широко было распространено мнение о том, что собственность крестьян должна иметь свой статус, являясь неполной условной собственностью. На практике такой подход воплощался через подворное и общинное землевладение. Оно не предусматривало индивидуального права каждого крестьянина на земельный фонд, которое государство, со своей стороны, не признавало [28, с. 206].
Крестьяне были ограничены в праве частной собственности на землю. Юридически не были обеспечены их интересы, соединенные с продажей земли при выходе из общины, с передачей надела в наследство родственникам вне зависимости от членства их в общине, с дележом подворного имущества по мере увеличения численности семьи и т.п. Крестьян судили сословными судами. Кроме того, до 1904 г. для крестьян были предусмотрены и продолжали применяться телесные наказания [100, с. 40].
В августе 1825 г., незадолго до своей смерти, Александр I известил Н.М.Карамзина о том, что планирует дать России основные законы. Незадолго до этого (1818 - 1820 гг.) М.Новосильцев по заданию императора подготовил проект государственной уставной грамоты с целью обосновать нерушимость гражданских и политических прав и свобод. Однако большинству планов Александра І не суждено было воплотиться в жизнь. Тем не менее, он осуществил некоторые меры либерального характера. В частности, он восстановил в своей юридической силе Жалованные грамоты, отмененные его отцом -
Павлом І [100, с. 41, 42]. Указом от 12 декабря 1801 г. к числу субъектов права собственности на недвижимое имущество были причислены все лица свободного состояния, за исключением крестьян [101, с. 862, 863]. Указом от 20 февраля 1803 г. помещикам разрешалось освобождать крестьян с землей [102, с. 462, 463].
Политика Николая І, взошедшего на российский престол в 1825 г., была шагом назад по сравнению с предыдущим периодом. Она характеризовалась особой консервативностью и отсутствием каких-либо прогрессивных подвижек в сфере прав личности [103, 104].
Вторая половина XIX - начало ХХ века стала в истории прав человека в Российской империи особым периодом, который по праву можно считать переходным от абсолютизма к конституционной монархии.
Начиная с середины ХІХ века российское самодержавие проявляет двойственное отношение к либеральным свободам. С одной стороны, оно не желает что-либо менять в социальной политике, а с другой - демонстрирует понимание того, что дальнейшее затягивание либеральных реформ угрожает существованию самого общественно-политического строя России.
С приходом в 1855 г. к власти Александра ІІ в стране начинаются либеральные преобразования. Характеризуя реформы 1860-х, Н.М.Коркунов отмечал, что они "привели к понятию о правах, принадлежащих всякому российскому подданному, как таковом