Ви є тут

Стилі організації подружнього життя представників творчих професій.

Автор: 
Пучкова Любов Леонідівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003618
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
В СЕМЬЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
2.1. Понятие стиля в психологии
Понятие стиля в психологии трактуется неоднозначно. Это связано, прежде всего, с полисемантичностью данного термина. Стиль - это междисциплинарное понятие, входящее в категориальный аппарат психологии, искусствоведения, философии, литературы, биологии и лингвистики. Приоритет психологии в разработке стилевой проблематики опирается на положение об обусловленности стилевых закономерностей свойствами человеческой индивидуальности, при наличии влияния на процесс стилеобразования эволюционно-генетических и социокультурных факторов.
В психологии выделяют три направления, достаточно изолированные в рамках которых проводятся исследования стиля: личностные диспозиции ?А.Адлер, 1927; Г.Оллпорт, 1937; Ф.Ройс, У.Пауэл, 1983?, характеристики когнитивных процессов ?Д.Уиткин, 1974; Э.Гарднер, 1959?, параметры поведения ?К.Томас, 1977? и деятельности ?В.С.Мерлин, 1986; Е.А.Климов, 1969?. Раскроем основное содержание каждого из подходов.
А.Адлер первым в западной психологии ввел понятие "стиль жизни". Он был основателем индивидуальной психологии и рассматривал стиль через индивидуальность. Индивидуальность - психологическое образование, определяющееся всеобщей целью, а именно преодолением "комплекса неполноценности". Последний происходит из подрыва веры в свои способности. Стиль жизни выполняет компенсаторную функцию и определяется структурой ценностей отдельной личности. "Независимо от предрасположенности, среды и событий, все психические силы целиком находятся во власти соответствующей идеи, и все акты выражения чувства, мысли, желания, действия, сновидения и психопатологические феномены пронизаны единым жизненным планом." [5, c.11].
Г.Оллпорт определял стиль как характеристику операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств. Они имеют инструментальное значение и репрезентируют последнюю ?210?. Д.Ройс и Э.Поуэлл определяли стиль жизни как стратегию для достижения личностью своих целей, которые оптимизируют его личные смыслы, и выделяют, соответственно, три стиля жизни: альтруистический, смысл которого - служение людям; индивидуалистический, направленный на самоактуализацию, и каристический, ориентированный на творчество ?213 ?.
Наиболее широко проблематика когнитивного стиля описана в работах Г.Уиткина. Его исследования посвящены осмыслению такого феномена когнитивного стиля, как "полезависимость - поленезависимость". В начале исследования Г.Уиткин характеризовал полезависимость и поленезависимость как малодифференцированное или, соответственно, артикулированное восприятие окружающего мира. На последнем этапе исследуемый феномен определялся как глобальная доминирующая тенденция личности ориентироваться при решении проблем на других людей (полезависимость), либо на самого себя (поленезависимость). Г.Уиткин считал когнитивный стиль индивидуальным, имеющим мотивационно-смысловую основу ?198?.
Обобщая исследования когнитивного стиля можно определить его как стабильную индивидуальную характеристику способов взаимодействия человека с информационным полем ?Г.Уиткин, 1974 ?. При его изучении делается акцент на такие параметры как: зависимость - независимость от поля, когнитивная сложность - простота, узость - широта категоризации. Эмпирические исследования направлены на изучение методов диагностики когнитивного стиля, определения места когнитивного стиля в структуре индивидуальности и влияние когнитивного стиля на разные стороны поведения личности.
Направление, изучающее стиль как особенности поведения и деятельности в основном разрабатывалась в отечественной психологии. Отправной точкой для изучения стиля являлся субъект деятельности. Б.Г.Ананьев (1968) описывал его следующим образом: "... человек - субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, познания, общения посредством которых осуществляется как интериоризация внешних действий, так и экстериоризация внутренней жизни личности" [8, c.322].
Первой стилевой характеристикой, ставшей предметом исследования (1960г.) было понятие индивидуальный стиль деятельности. Е.А.Климов (1969) определяет его как "...индивидуально - своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешевания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности [65, c.49].
Основателем направления, исследовавшего индивидуальный стиль деятельности, является В.С.Мерлин (1978). Он открыл следующие закономерности стилевых характеристик. Первая заключается в том, что стиль возникает в условиях нерегламентированной деятельности, свобода внутри границ которой позволяет субъекту проявить свою индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств для их достижения и реализации самой деятельности. Человек из всего многообразия способов деятельности выбирает один, который и составляет его стиль деятельности. Вторая закономерность состоит в том, что для формирования индивидуального стиля деятельности необходима личностная вовлеченность в деятельность. Стиль формируется только при наличии положительного отношения к деятельности и стремления сделать ее как можно лучше. Третья закономерность - это системообразующая функция индивидуального стиля деятельности. В.С.Мерлин рассматривал индивидуальность как интегральное образование, включающее разные уровни организации - от биохимического до социально-психологического. Индивидуальный стиль деятельности, то звено, которое связывает все уровни в единое целое.
В структуре индивидуального стиля деятельности В.С.Мерлин выделяет три основных компонента: стиль операций, стиль действий или реакций и стиль целеполагания.
Перечислим последние разработки по проблематике стиля в нашей стране. А.В.Либина (1993) предложила единую концепцию стиля человека (ЕКС), в которой выделила три метахарактеристики,