Ви є тут

Право на ділову репутацію суб'єктів господарювання і його позасудовий захист від неправомірного використання

Автор: 
Коваль Ірина Федорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004441
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
НЕПРАВОМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ПРАВА НА ЕЕ ЗАЩИТУ
Прежде чем приступить к исследованию правонарушений, направленных на
неправомерное использование деловой репутации субъектов хозяйствования,
представляется целесообразным обратиться к общетеоретическим представлениям о
правонарушении. Общее определение правонарушения сформулировано в общей теории
права: общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта,
противоречащее требованиям правовых норм [73, с. 436]. Каждое правонарушение
имеет признаки, традиционно называемые «составом правонарушения». Последний
имеет крайне важное значение, поскольку помогает выявить наличие или отсутствие
правонарушения в конкретном действии того или иного субъекта и соответственно
возможность применения к нему мер государственно-принудительного воздействия
(мер защиты или мер юридической ответственности).
Этот процесс осуществляется посредством квалификации правонарушений. Понятие
квалификации наиболее полно разработано в уголовно-правовой науке, где она
понимается как установление и юридическое закрепление точного соответствия
между признаками совершенного деяния и признаками состава правонарушения,
предусмотренного правовой нормой. Квалификация имеет два аспекта:
1) процесс установления признаков того или иного правонарушения в действиях
лица и 2) результат этой деятельности как официальное признание и закрепление в
соответствующем юридическом акте обнаруженного соответствия признаков
совершенного деяния правовой норме [74, с. 5].
Из сказанного следует, что правильное уяснение составов правонарушений,
связанных с неправомерным использованием деловой репутации субъекта
хозяйствования, имеет принципиальное значение для их квалификации в ходе
рассмотрения органами АМК данной категории дел и, следовательно, для надлежащей
защиты права на деловую репутацию.
Состав правонарушения в общетеоретическом плане включает совокупность четырех
элементов – объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны [75,
с. 337].
Виды рассматриваемых правонарушений закреплены в главе 2 Закона Украины «О
защите от недобросовестной конкуренции»: 1) неправомерное использование чужих
обозначений, рекламных материалов, упаковки (ст. 4); 2) неправомерное
использование товара другого производителя (ст. 5);
3) копирование внешнего вида изделия (ст. 6); 4) сравнительная реклама
(ст. 7).
Аналогичные правонарушения предусмотрены и нормами Хозяйственного кодекса
Украины в ст. 33 «Неправомерное использование деловой репутации субъектов
хозяйствования».
Анализ особенностей состава каждого из указанных правонарушений, связанных с
неправомерным использованием чужой деловой репутации, будет произведен далее в
рамках отдельных подразделов. Вместе с тем, учитывая общность данных
правонарушений, некоторые элементы (признаки) их составов являются одинаковыми.
Это касается объекта правонарушения и субъективной стороны. Поэтому на их
характеристике целесообразно остановиться вначале.
Объектом правонарушения традиционно считается то, на что посягает нарушитель,
совершая противоправное деяние. Общим объектом всех правонарушений является
правопорядок, который характеризует юридическое состояние общественных
отношений, представляет результат соблюдения, исполнения, использования и
применения правовых норм в обществе. Наряду с общим объектом теория права
выделяет конкретный объект каждого правонарушения – личное и общественное
благо, которое охраняется законом [76, с. 464].
Конкретным (непосредственным) объектом каждого правонарушения, связанного с
неправомерным использованием деловой репутации субъектов хозяйствования,
выступает сама деловая репутация. При этом в силу абстрактности,
нематериального характера последней ее неправомерное использование
осуществляется посредством использования материальных носителей, которые
следует считать предметами данных правонарушений.
Субъективная сторона всех анализируемых правонарушений также одинакова. Закон
Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» не включает вину в
определения правонарушений, направленных на неправомерное использование деловой
репутации субъекта хозяйствования. Поэтому для их квалификации не требуется
обязательно устанавливать отношение правонарушителя к совершенным действиям и
их последствиям и доказывать вину, так как, учитывая обязанность иных субъектов
хозяйствования не посягать на деловую репутацию, она презюмируется. Такой
подход совершенно оправдан, поскольку направлен на повышение эффективности
пресечения данных правонарушений. При этом следует согласиться с Н.А.
Саниахметовой, что доказательство умысла нарушителя может влиять на размер его
ответственности и штраф может быть определен в большем размере, нежели при
отсутствии умысла [77].
Следует отметить, что признание действий в качестве правонарушения без учета
вины нарушителя применяется и в других группах отношений, которые являются
наиболее значимыми для общества и государства [78, с. 98]. Конкурентные
отношения, безусловно, относятся к таким группам, поскольку жизненно важны для
нормального развития отечественной экономики и затрагивают интересы не только
конкурирующих субъектов хозяйствования, но и потребителей, государства в
целом.
2.1. Неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов,
упаковки
Согласно ст. 4 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»
неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки
представляет собой «использование без