Ви є тут

Корекція рухових порушень у дітей дошкільного віку з дитячим церебральним паралічем

Автор: 
Мога Микола Данилович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U000290
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП
2.1. Принципы физического воспитания детей с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из самых тяжелых патологий,
которая характеризуется, прежде всего, серьезным нарушением двигательного
развития ребенка. Это выражается в задержке формирования необходимых в
младенчестве и раннем возрасте стато-локомоторных функций и основных движений.
Регулярное тестирование таких детей выявляет у них более низкий уровень
развития двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости,
выносливости). Искаженным или недостаточным является также физическое развитие
данного контингента детей. Все это вместе взятое заметно снижает эффективность
двигательных проявлений детей с ДЦП в их бытовой, учебной и игровой
деятельности [104, 72].
Известно, что аномальные дети развиваются по общим биологическим принципам,
соотносясь как единичное, особенное в общей детской педагогике. Общие
биологические тенденции развития, особенности состояния организма ребенка с
ДЦП, индивидуальные возможности обязывают педагога-реабилитолога следовать
основным принципам развития, позволяющим наиболее эффективно воздействовать как
на двигательные и функциональные особенности, так и на личностные качества
ребенка [35, 43].
В теории физического воспитания [167, 168, 169] и коррекционно-реабилитационной
работе [175] анализ системы принципов и их унификация по праву занимает одно из
ведущих мест, поскольку он тесно связан с оптимизацией педагогического
процесса. Под принципами в теории физического воспитания понимают наиболее
общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные
закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности [47, 73,
96, 217].
Для повышения эффективности двигательной реабилитации нужны специальные
коррекционные программы, а также эффективные методики, учитывающие специфику
данной патологии и имеющихся двигательных нарушений.
Одним из основных направлений реабилитации детей-инвалидов является
коррекционное физическое воспитание. При разработке методики физического
воспитания дошкольников, страдающих церебральным параличом, мы использовали
официальную программу, применяемую в работе в специальных дошкольных
учреждениях данного типа [22, 26, 53, 62, 129]. В ходе нашей работы
дополнялись, расширялись, апробировались принципы физического воспитания детей
с ДЦП, поскольку не все из применяемых в методике физического воспитания
отвечают особенностям данного контингента дошкольников. Реализация этой
программы предполагала практическое воплощение следующих основополагающих
принципов:
1. Принцип “эволюционной последовательности” двигательного развития ребенка с
ДЦП. Данный принцип предполагает такую последовательность освоения на занятии
основных двигательных режимов, которая напоминает эволюцию животного мира и
человека в миниатюре. Такая последовательность известна в неврологии и лечебной
физической культуре была описана в ряде работ Л. О. Бадаляна, Е. М. Мастюковой,
К. А. Семеновой и др.
Как видим, методически данный принцип реализуется в том, что при проведении
занятия по физической культуре (ЛФК) необходимо придерживаться следующей
очередности в освоении основных движений: упражнения, в исходных положениях
лежа, упражнения на четвереньках на месте, ползание на четвереньках, упражнения
в положении сидя, упражнения на коленях, упражнения в позе прямостояния,
упражнения в ходьбе, лазании, беге, подскоках и прыжках. Таким образом,
предлагаемые на каждом занятии коррекционные упражнения повторяют
последовательность этапов двигательного развития здорового ребёнка в течение
первого года жизни. Предлагаемый принцип позволяет создать самые благоприятные
условия для естественного двигательного развития детей-инвалидов дошкольного
возраста, выработанные в онтогенезе и заложенные в генной программе маленьких
подопечных [70, 140]. Наглядно эта последовательность представлена на рис.2.1.
Энергия
Э
т Морфо- Схема Комплекс
п функциональный (способ, навык) двигательных
статус движения качеств
д Вертикальное положение стоя, ходьба с
в поддержкой, самостоятельная ходьба
г Положение сидя с поддержкой, сидение без страховки,
а самостоятельный переход в положение сидя
е
л Ползание на животе, положение на четвереньках,
ь ползание на четвереньках
о Повороты со спины на живот и наоборот, различные
г развороты, переворачивания Время
Выпрямление головы, верхних конечностей, плечевого
р пояса, формирование опороспособности рук
а
в Повороты головы, контроль за положением головы в
и пространстве, установка головы по средней линии
Пространство
Рис. 2.1. Модель двигательного развития ребенка (период раннего онтогенеза)
2. Принцип «расходящихся кругов», который предполагает, что представленная выше
эволюционная последовательность будет соблюдаться в физическом воспитании и
двигательной реабилитации детей всегда, независимо от длительности
коррекционных воздействий. Она будет основополагающей как на каждом занятии по
физической культуре, так и в трехмесячном календарном цикле (осень, зима,
весна). Наглядно принцип «расходящихся кругов» представлен на рис. 2.2.
Весь дошкольный период
Учебный год
ЦИКЛ
ЗАНЯТИЕ
Э в о л ю ц и о н н а я п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь