Ви є тут

Педагогічні основи корекції рухової сфери слабозорих підлітків засобами плавання

Автор: 
Яримбаш Ксенія Сергіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U000732
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ И СОХРАННЫМ ЗРЕНИЕМ
2.1 Возрастные изменения соматического и физического развития учащихся в
процессе физического воспитания
Анализ специальной литературы по физическому воспитанию, спорту и
тифлопедагогике показывает, что организм человека – это сложная динамическая
система. Пропорции и соотношения размеров и массы частей тела на протяжении
жизни постоянно меняются согласно закономерностям генетического механизма и под
влиянием окружающей среды.
Необходимо отметить, что физическое и соматическое развитие человека также
постоянно изменяется, но эти изменения неравномерны. В подростковом возрасте
эти тенденции, в первую очередь, зависят от степени и времени полового
созревания, условий воспитания и образования, наличия тех или иных (физических
либо сенсорных) дефектов. Поэтому при построении педагогического процесса
коррекции развития тех или иных двигательных функций необходимо учитывать
уровни соматического и физического развития, уровни формирования двигательной
сферы, другие факторы, которые определенным образом влияют на соответствующие
закономерности развития.
Перед экспериментом с целью проведения успешной коррекции двигательной сферы
слабовидящих подростков был изучен уровень соматического и физического развития
подростков с нарушенным и сохранным зрением, сделана качественная и
количественная оценка происходящих изменений.
В частности были изучены особенности офтальмологического, соматического и
физического развития подростков с нарушенным и сохранным зрением в трех
возрастных группах: 11-12 лет, 12-13 лет, 13-14 лет. Всего было обследовано 50
человек с различными врожденными нарушениями зрения (афакия, атрофия
зрительного нерва, отслоения сетчатки, расхожее косоглазие, сходящееся
косоглазие, нистагм, астигматизм, миопия). Исследования проводились так, чтобы
не нарушался ход лечебно-профилактических мероприятий педагогического процесса
в средней специальной школе-интернате №5 г. Запорожья для слабовидящих
учащихся.
При изучении медицинских карт обследования слабовидящих подростков была
установлена следующая заболеваемость органов зрения [262]: афакия - 12,3%;
атрофия зрительного нерва - 17%; отслоения сетчатки - 11,6%; расхожее
косоглазие - 19,2%; сходящееся косоглазие - 11,27%; нистагм – 1,25%;
астигматизм – 14,4%; миопия – 57,24% и вторичное нарушение – ЗПР.
На фоне этих заболеваний отмечались также и сопутствующие заболевания: мигрень
– у двух человек, невроз – у шести детей, недоразвитие манипулярных областей –
у одного ребенка, гидроцефалия – у одного ребенка, ризидуальная энцефалопатия –
у двух детей, гастрит – у двух детей, везикулярное дыхание – у одного ребенка,
функциональная кардиопатия – у одного ребенка, ВСД – у двух детей. Необходимо
отметить, что у одного и того же ребенка могло быть выявлено несколько основных
(зрительных) и сопутствующих заболеваний.
В ходе исследования были определены основные показатели соматического и
физического развития: рост, вес, жизненная емкость легких, окружность грудной
клетки подростков с нарушенным и сохранным зрением.
Большинство данных, оценивающих физическое развитие обследуемых групп
подростков, могут отличаться друг от друга в различные периоды. Для
подросткового возраста характерна более выраженная степень биологической
зрелости, когда происходит перестройка центральной нервной системы (ЦНС).
Поэтому количественно оценивались и качественно анализировались параметры
физического развития слабовидящих подростков 11-14 лет, которые характеризуются
наибольшей вариативностью. Подобный анализ показателей физического развития
слабовидящих подростков и их зрячих сверстников позволил выявить основные
тенденции в изменениях комплекса исследуемых параметров.
Показатели роста и массы тела слабовидящих подростков и их сверстников из
массовых школ представлены в табл. 2.1, 2.2. и на рис. Б.1- Б.6; табл. 2.3, 2.4
и на рис. Б.7 - Б.12, соответственно.
Таблица 2.1
Показатели длины тела у слабовидящих подростков 11 -14 лет
Возраст, лет
Пол
М+m,
см
Изменения показателей последующих групп относительно предыдущих
см
Р<
11
131,4+1,84
6,4
--
--
--
131,6+1,92
5,8
--
--
--
12
133,1+1,92
4,7
3,7
3,00
--
135,4+1,69
7,3
6,8
5,29
--
13
136,5+1,84
8,2
9,4
7,094
--
136,3+2,08
4,9
6,9
5,10
--
14
148,2+2,11
6,1
10,7
7,47
--
149,6+1,76
5,92
4,3
3,08
--

Таблица 2.2
Показатели длины тела у зрячих подростков 11-14 лет
Возраст, лет
Пол
М+m,
см
Изменения показателей последующих групп относительно предыдущих
см
Р<
11
137,8+1,96
4,11
--
--
--
140,6+2,11
9,21
--
--
--
12
141,1+2,06
7,88
3,3
2,18
--
143+1,78
4,57
0,4
0,26
--
13
142,2+1,33
9,08
11,1
6,84
--
148,15+1,69
5,11
8,15
5,12
--
14
151,1+1,92
6,99
8,9
5,20
--
150,8+1, 45
7,21
5,65
3,43
--
Таблица 2.3
Изменения массы тела у слабовидящих подростков 11-14 лет
Возраст, лет
Пол
М+m,
кг
Изменения показателей последующих групп относительно предыдущих
кг
Р<
11
31,51+1,45
5,8
--
--
--
31,47+1,78
9,2
--
--
--
12
31,53+1,91
6,8
0,02
0,09
--
33,27+1,86
7,4
1,8
7,73
--
13
38,62+1,98
6,12
7,09
24,77
--
36,4+2,09
8,67
3,13
11,86
--
14
40,12+1,98
4,42
1,5
4,98
--
44,6+2,11
6,5
8,2
23,70
--
Таблица 2.4
Изменения массы тела у зрячих подростков 11 – 14 лет
Возраст, лет
Пол
М+m,
кг
Изменения показателей последующих групп относительно предыдущи