Ви є тут

Структурування елітних мереж в Україні.

Автор: 
Нікулін В\'ячеслав Сергійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U001071
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И ЭЛИТНЫЕ СЕТИ
Понятие социального капитала является интегральным социологическим понятием, которое охватывает всю совокупность неформальных связей и отношений между индивидами. Другими словами неформальные практики основаны на социальном капитале. Как отношения производства невозможны без экономического капитала, так неформальное взаимодействие предполагает наличие социального капитала.
В последние годы понятие социального капитала становится все более популярным, в том числе и в отечественных социальных науках. Но при этом существует очень широкий разброс его значений и трактовок, вызванный изначальной долей метафоричности термина "капитал". Поэтому в первую очередь следует обратиться к родовому понятию капитала и рассмотреть его социологическую интерпретацию.

2.1. Понятие "капитал" в социологической теории
Понятие "капитал" заимствовано социологией из словаря экономической теории, которая в самом общем смысле рассматривает его как "накопленное богатство, реализованное в средствах производства либо способное (хотя бы потенциально) их создать или приобрести" [21, с.272].
В. Радаев в исходном политико-экономическом определении капитала выделяет пять конституирующих свойств [22, с.21].
1. Капитал выступает как ограниченный хозяйственный ресурс.
2. Капитал обладает способностью к накоплению.
3. Капитал обладает определенной ликвидностью, способностью, прямо или косвенно, независимо от своих предметных форм, превращаться в денежную форму благодаря наличию стоимости, то есть способности к обмену на другие ресурсы.
4. Капитал обладает способностью к конвертации - постоянной смене своих форм, в процессе которой происходит его воспроизводство.
5. Капитал выступает как самовозрастающая стоимость, приносящая в процессе своего кругооборота новую, прибавочную стоимость"
На основании этого В. Радаев предлагает понимать под капиталом "накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм" [22, с.21].
В социологии понятие "капитал" получило широкое распространение благодаря работам Г. Беккера, П. Бурдье , Дж. Коулмена.
В частности, Г. Беккер с помощью введенного им понятия "человеческий капитал" проанализировал экономическую эффективность образования. Человеческий капитал предприятия, по Г. Беккеру, представляет собой "совокупность навыков, знаний и умений человека, расходы на получение которых (через образование, внутрикорпоративное обучение и т.д.) могут приносить со временем ощутимую прибыль и самому работнику и его работодателю" [23].
П. Бурдье ввел понятие "культурного капитала". С помощью этой категории П. Бурдье описывает преимущества, которые элиты передают своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе), расширяя возможности их социальной мобильности. Высокие требования школы, которым необходимо соответствовать, чтобы оставаться успешным, способствуют воспроизводству классового неравенства и дальнейшему накоплению культурного капитала в руках элит.
В своих работах П. Бурдье рассматривал также такие виды капиталов, как "символический капитал", "социальный капитал", "капитал академической власти", "капитал научного престижа", "капитал интеллектуального реноме", "капитал политической и экономической власти".
Дж. Коулмен разрабатывал концепцию социального капитала, под которым он понимал потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормыhttp://www.artpragmatica.ru/contents/science/nestik_01.htm - _ftn13#_ftn13 [23] .
Преодолевая многообразие научных и околонаучных трактовок понятия "капитал", абстрагируясь от его метафорических интерпретаций, обратимся к анализу сущностных свойств основных форм капитала, к которым можно отнести экономический, физический, культурный, человеческий, административный, политический, символический и социальный капитал.
Как уже отмечалось выше, характерным свойством капитала является способность к конвертации. Все формы капитала обладают способностью взаимной конвертации. При этом наблюдается тенденция к самовозрастанию капитала. По мере того, как увеличивается объем того или иного капитала, становится легче его накапливать и поддерживать. Кроме того, чем больше объем капитала одного вида, тем легче накапливать другие виды капитала.
П. Бурдье на примере культурного капитала показывает, что капитал может выступать в трех состояниях: инкорпорированном (embodied state), объективированном (objectified state) и институционализированном (institutionalized state) [24; с. 60].
В инкорпорированном состоянии капитал представляет собой совокупность относительно устойчиво воспроизводимых диспозиций и демонстрируемых способностей, которыми наделен актор. Объективированное состояние предполагает принятие капиталом овеществленных форм, которые доступны непосредственному наблюдению и передаче в физической форме. Институционализированное состояние означает объективированные формы признания данного вида капитала в качестве ресурса, его формализацию в виде прав собственности, рангов, сертификатов.
В. Радаев распространяет эти характеристики на все остальные формы капитала, а также полагает, что каждой форме капитала соответствует свой тип стратификационной системы. Рассмотрим характерные особенности каждой формы капитала.
Экономический капитал в широком смысле включает в себя любые активы, используемые в хозяйственной деятельности и обладающие определенной ликвидностью. В объективированном состоянии он включает денежный капитал (финансовые средства), производственный капитал (средства производства), товарный капитал (готовые продукты).
Диспозиции, инкорпорированные в экономическом капитале, связаны с его способностью к производству добавленной стоимости в