РАЗДЕЛ 2
ТРИЛОГИЯ "ЦАРСТВО ЗВЕРЯ" КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
2.1. Трилогия "Царство Зверя" в творчестве Д. С. Мережковского
В трилогию "Царство Зверя" включены не три романа или, скажем, три пьесы, что является вполне традиционным, а пьеса и два романа. Они связаны между собой, прежде всего, историософской концепцией, а также рядом других аспектов, о чем речь пойдет ниже. Однако, по нашему мнению, такой необычный состав трилогии побуждает говорить прежде всего о более широкой проблеме - о разрушении жанровых преград в литературе рубежа XIX - XX веков. О ней уже не раз говорилось в работах исследователей [1, 3, 13, 14, 16, 17, 20, 24, 25, 26, 30, 41, 44, 47, 50, 51, 52, 58, 69, 73, 77, 80, 81, 85, 86, 95, 117, 130, 133, 135, 144, 146], однако они не касались избранной нами темы.
Поиск аналогий в русской литературе той эпохи дает несколько примеров разрушения жанровых преград. Скажем, Андрей Белый создавал "симфонии", драмы А. Блока являются "лирическими", Л. Андреевым написаны "психодрамы" и т.д. Поиски в области жанра вел и Мережковский. Его творчество, как и творчество его современников, пришлось на переходную эпоху, когда шел процесс активного разрушения жанровых форм и прежней эстетической системы, нередко приобретавший вид преодоления традиционных стилей, жанров, методов. Однако в ту переходную эпоху, когда писал Мережковский, проявилась и еще одна тенденция - стремление к синтезированию достижений различных видов искусств - литературы, музыки, пластических видов искусств, и следующая за ней - стилизация [4, 30, 45, 142], возможностями которых активно пользовался писатель.
Однако разрушение жанровых преград началось не в начале ХХ века: еще Достоевским были, по существу, разрушены законы создания эпоса, поскольку его произведения строились по принципу греческой трагедии - в них диалоги и монологи преобладали над действием, которое протекало, сжимаясь, нередко в течение нескольких суток, события нагромождались одно на другое, устремляясь к неизбежной катастрофе. Об этом Мережковский много писал как критик [см., наприм., 105, с. 452 - 453; 106, с. 91 - 192].
В трилогии "Царство Зверя", рассматриваемой как целостность, жанрово-родовой принцип сохранялся - первой частью трилогии все же оказалась близкая к эпосу драма. Как пишет Э. Я. Фесенко, "основными признаками эпоса как рода художественной словесности выступают события, действия как предмет изображения (событийность) и повествование как типичная, но не единственная форма словесного выражения в эпосе, потому что в крупных эпических произведениях присутствуют и описания, и рассуждения, и лирические отступления (что связывает эпос с лирикой), и диалоги (что связывает эпос с драмой)" [145, с. 225]. Преобладание в эпических произведениях, вошедших в трилогию "Царство Зверя", диалогов, монологов, внутренних монологов над собственно действием делает их близкими драме.
Первая часть трилогии - трагедия, жанр драмы, изображающий "действительность как сгусток внутренних противоречий". В ней "вскрываются конфликты реальности в предельно напряженной форме. Это драматическое произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя. В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера" [145, с. 252]. Как известно, на рубеже XIX - XX веков жанр трагедии "в высоком стиле", по выражению Э.Я.Фесенко, пережил второе рождение. Речь идет о трагедиях Л.Андреева "Царь-голод" и "Жизнь Человека", "Прометей" Вяч. Иванова, "Крысы" Г.Гауптмана, проложивших пути к развитию трагедии середины ХХ века, прежде всего, трагедии экзистенциализма, например, "Мухи" Ж.-П.Сартра.
Однако в трагедии "Павел I" Мережковский учитывал опыт не только своих ближайших современников, а и далеких предшественников, - античных трагиков и Шекспира. Основанием для такого вывода стали, прежде всего, особенности воплощения времени, пространства, действия в пьесе, "открытость" личности его главного героя, так и не определенной до конца и способной на изменения, и др. Мережковским также учтен опыт создания хроник - пьес, построенных на историческом материале с сохранением важнейших узловых, поворотных моментов действия, выстроенных в хронологическом порядке.
Размышлений самого автора о принципах строения трилогии "Царство Зверя" практически не сохранилось, однако исследователями были восстановлены подробности работы над ней. Так, известно, что замысел трилогии возник зимой 1904 -1905 гг., когда Мережковский закончил работу над последним романом трилогии "Христос и Антихрист", "Петр и Алексей". Поначалу автору было не совсем ясно, в какой форме собранные им материалы будут представлены, однако вскоре у него складывается замысел пьесы.
Работа над ней началась весной 1906 г., в Париже. В статье А.Л.Соболева "Мережковские в Париже" [139, с. 312, - 369] подробно восстанавливается творческая история драмы, а также круг интересов и общения Мережковского во Франции. Известно, что своим замыслом писатель делился с супругой Ф.М.Достоевского А.Г.Достоевской, которой писал: "Готовил книгу о русской революции, которая выйдет сначала по-французски и по-немецки, а потом уже по-русски, но не в России, потому что книга едва ли будет разрешена цензурою. Я еще задумал написать трагедию - "Смерть Павла I"" [104, с. 31]. Мы не случайно привели слова писателя о книге "о русской революции": публицистические произведения Мережковского тесно связаны с его художественными поисками, и размышления о царствовании Павла и его наследников вели его к лучшему пониманию сущности русской революции.
Уже к декабрю 1907 г. Мережковский был готов обсуждать постановку завершенной трагедии. В письме А.С.Суворину он пишет: "Мне очень хотелось познакомить Вас с этою пьесою и предложить Вам ее постановку в Вашем театре. Разумеется, постановка всей пьесы невозможна - придется сделать купюры - напр., выключить сцену убийства. Но, может быть, оказалось бы возм