Ви є тут

Соціальний прагматизм бізнес-комунікацій.

Автор: 
Менделєва Ольга Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002314
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
2.1. Комплексный анализ социального феномена бизнес-коммуникаций

Бизнес-коммуникации в сфере предпринимательства развиваются в направлении социально ориентированных коммуникаций, что обусловливает появление новых форм сотрудничества и формирование соответствующих моделей бизнес-коммуникаций в сфере предпринимательской деятельности. На основе этих процессов происходит конструирование коммуникативного пространства бизнеса, становление украинской культуры бизнеса, происходит переформирование деловых сетей.
Коммуникативными акторами в бизнес-коммуникациях в сфере предпринимательской деятельности являются как отдельные личности, так и группы людей, социальные общности, социум в целом. Коммуникативные взаимодействия между акторами протекают на разных уровнях, характер связи между ними имеет субъект-субъектную и субъект-объектную формы. Проблемами, которые требуют научно обоснованного подхода к решению, выступают следующие: повышение социальной и коммуникативной эффективности бизнес-коммуникаций на всех уровнях взаимодействия, определение роли неформальных коммуникативных практик в бизнесе, изучение менталитета как фактора, обусловливающего поведение субъектов деловых отношений и основ конструирования коммуникативных стратегий. На современном этапе развития предпринимательства особое внимание уделяется коммуникативным стратегиям, эффективность которых зависит от умения бизнесмена использовать культурный потенциал межличностных отношений и апеллировать к социальным потребностям и ценностям целевой аудитории и партнеров по бизнесу (если речь идет о бизнес-коммуникациях внутри деловой сети). Конструирование коммуникативных стратегий на основе социокультурных особенностей развития общества, обращение к мнению большинства и в этом потоке удовлетворение личной экономической выгоды и привилегий - вот суть адекватной в современных условиях коммуникативной стратегии. Такой подход "будет способствовать активизации населения и отдельных субъектов бизнеса, что даст возможность консолидировать значительные объемы финансовых ресурсов" [156, с. 3]. Автор считает, что основой конструирования бизнес-коммуникаций и формирования эффективных коммуникативных стратегий в современных условиях выступает социальный прагматизм как сущностная характеристика коммуникативных практик в предпринимательстве.
В диссертационной работе мы понимаем бизнес-коммуникации как функциональную единицу бизнеса и анализируем тенденции развития бизнес-коммуникаций на мезоуровне социального взаимодействия в контексте социально-прагматических коммуникативных практик в сфере предпринимательской деятельности.
Бизнес-коммуникации можно рассматривать с двух позиций: 1) как социальный институт; 2) как инструмент бизнеса, задачи которого - обеспечение и поддержание информационно-коммуникативных процессов в бизнесе. Это обосновывает обращение к теории социального конструирования реальности, теории социального обмена П. Блау и Дж. Хоманса, теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, системной теории Н. Лумана с целью определения структуры бизнес-коммуникаций, концепции прагматизма коммуникации Р. Крейга, а также к исследованиям массовых коммуникаций Н. Костенко, политических коммуникаций С. Дацюка.
Рассматривая бизнес-коммуникации как сложный и многогранный феномен, автор предлагает следующую интерпретацию определения:
бизнес-коммуникации - это социальные коммуникации, которые происходят на микро-, мезо- и макроуровне социального взаимодействия в сфере предпринимательства и выполняют его информационные и коммуникативные функции [127, с. 102].
При изучении коммуникативных процессов в обществе украинские и российские исследователи используют термин "коммуникация" и "социальная коммуникация". Многие авторы, в частности, А. Соколов, не отождествляют эти понятия, говоря о коммуникации как об обмене информацией, а под социальной коммуникацией понимают социально обусловленный обмен информацией между субъектами. Социальная коммуникация, по мнению А. Соколова, "есть движение смыслов в социальном времени и пространстве" [174, с. 27].
Известный российский социолог В. Конецкая, приводит следующее определение социальной коммуникации: "социальная коммуникация - это такая коммуникативная деятельность людей, которая обусловлена целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе" [80, с. 9].
В данной работе для определения сути феномена "бизнес-коммуникации" мы будем обращаться к термину "социальные коммуникации" в следующем понимании: социальные коммуникации - это социально обусловленный процесс передачи информации на различных уровнях взаимодействия и с помощью разнообразных коммуникативных средств.
Следует упомянуть еще один терминологический парадокс, суть которого в различении или тождестве понятий "общение" и "коммуникация". Мы придерживаемся мнения, что эти термины необходимо различать, равно как термины "социальная коммуникация" и "общение". Общение - это двусторонний процесс передачи информации, предполагающий наличие обратной связи, всегда является социальной коммуникацией (за исключением автокоммуникации). Социальная коммуникация не всегда выступает как общение, поскольку, в некоторых случаях посланное отправителем сообщение (информация), не всегда инициирует обратную реакцию. Следовательно, главное отличие "коммуникации" от "общения" заключает в наличии обратной связи, которая свойственна только общению [96]. С понятием "общение" связано понятие "речевая деятельность", которое означает систему мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе. Подобная терминологическая двойственность в терминах "коммуникация" и "общение" свойственна российским и украинским ученым, и причина отсутствия единого взгляда на этот феномен заключается, на наш вигляд, в осо