Ви є тут

Закономірності діяльності в системі " рятувальник - екстремальне середовище " на станціях метрополітену

Автор: 
Бородич Павло Юрійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2009
Артикул:
3409U003245
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ спасатель –
экстремальная среда» на станциях метрополитена
2.1. Выбор основных характеристик и показателей для описания ССЭСМ
Создание имитационной модели ССЭСМ требует анализа во взаимосвязи различных
ситуаций, которые могут возникнуть в случае возникновения пожара или другой
чрезвычайной ситуации на станции метрополитена, с тем, чтобы выделить вначале
основные характеристики, а затем и соответствующие показатели, которые должны
быть реализованы в терминах аппарата Е-сетей.
Ход АСР СМ может быть представлен в виде, который приведен на рис. 2.1. Началом
аварийно-спасательных работ является событие «Обнаружение чрезвычайной
ситуации». Заканчиваются АСР СМ ликвидацией последствий и осмотром места ЧС с
целью разработки мероприятий, которые снизят вероятность возникновения ЧС в
последующем и будут способствовать лучшей работе спасателей.
Проведенный анализ [3,4,5,18,37] показывает, что при любом развитии событий,
независимо от того, где возникает ЧС, начало функционирования ССЭСМ будут
определять действия сотрудников метрополитена. Так, при возникновении пожара в
составе именно машинист определяет место, в первую очередь станцию, где будут
проводиться АСР, передает информацию на центральный диспетчерский пункт,
старается не создать условий для возникновения паники среди пассажиров. В
случае возникновения ЧС на станции дежурная дает команды на то, чтобы все
эскалаторы стали работать на подъем, а персонал станции организует эвакуацию и
приступает к ликвидации ЧС первичными средствами.
Условно процесс функционирования ССЭСМ можно разделить на четыре
взаимосвязанных блока: 1) проведение мероприятий по ликвидации

ЧС первичными средствами; 2) организация эвакуации пассажиров и сотрудников
метрополитена; 3) организация штаба аварийно-спасательных работ; 4) работа
оперативно-спасательных подразделений гражданской защиты, которые прибыли к
месту ЧС, по спасению тех, кто не был эвакуирован ранее, и ликвидации очага ЧС.
Вопросы ликвидации последствий и осмотра места ЧС в данном исследовании
рассматриваться не будут, поскольку они непосредственно не связаны с
деятельностью спасателей.
Первый условный блок, как правило, начинается с момента прибытия состава на
станцию. В кабине машиниста имеются огнетушители [1,57], которыми он
моментально приступает к тушению пожара. В свою очередь работники станции,
подбежавшие к горящему составу, приступают к ликвидации пожара передвижными
огнетушителями, которые находятся на платформе [1,57]. В ходе тушения пожара с
помощью огнетушителей могут возникнуть ситуации: пожар потушен; пожар не
потушен, но еще остался заряд в огнетушителях; пожар не потушен и не осталось
заряда в огнетушителях. Проанализировав ситуации, сотрудники метрополитена
должны принять соответствующие решения, которые определят их дальнейшие
действия. Так, кроме огнетушителей на станциях метрополитена имеются другие
первичные средства пожаротушения, например, пожарные краны. Поэтому, когда
заряд в огнетушителях закончится, сотрудники метрополитена могут подать ствол
на тушение пожара от пожарного крана. Тушение с помощью первичных средств
продолжается как до полной ликвидации очага, так и до момента такого осложнения
обстановки, при которой невозможно находиться на станции без специальных
средств защиты. В этом случае личный состав метрополитена покидает станцию.
Вероятность каждой ситуаций может быть определена методом непосредственной
экспертной оценки [89].
Второй условный блок начинается с момента остановки состава и выхода пассажиров
на платформу станции. В этот момент важным элементом является обстановка,
которая сложилась на пожаре. Каждая из возможных ситуаций также носит
вероятностный характер и имеет свои характерные особенности.
Так, при отсутствии большого задымления и высокой температуры пассажиры могут
двигаться в сторону эскалаторов. В случае резкого повышения температуры на
путях эвакуации сотрудники метрополитена отводят пассажиров на безопасное
расстояние (соседняя платформа, второй выход со станции или в параллельный
тоннель, убедившись в отключении электричества) [1]. При большом задымлении
персонал метрополитена, объективно оценив ситуацию и подавив панику, начинает
эвакуацию пассажиров наиболее безопасными и быстрыми путями. В частности,
наиболее быстрой является эвакуация пассажиров по включенным эскалаторам.
Однако, не исключается ситуация, когда сотрудники метрополитена по каким-либо
причинам не смогут включить все эскалаторы на подъем. Это значительно замедлит
движение пассажиров.
Опасные факторы пожара, в первую очередь высокие концентрации опасных продуктов
горения, могут привести к поражению людей. Чтобы избежать этого, как вариант,
иногда эвакуация пассажиров осуществляется по параллельному тоннелю через
вентиляционные люки или соседнюю станцию. В [66] отмечается, однако, что такой
процесс может быть осуществлен лишь при определенной схеме вентиляции тоннелей
На данном этапе рассматриваемые ситуации будут развиваться очень быстро и время
выполнения каждой операции может принимать различные значения. Тем не менее, их
можно определить как во время проведения натурных экспериментов в ходе
тактико-специальных учений, так и с помощью экспертов.
Третий условный блок описывает работу штаба аварийно-спасательных работ
[3,4,5,18,37]. В последний входят работники оперативно-спасательной службы,
руководитель объекта, представитель военизированной горноспасательной службы,
другие специалисты метрополитена. В связи с этим диспетчер станции,