Ви є тут

Етнокультурні чинники наративного самоконституювання та взаємної ідентифікації слов'ян та кримських татар

Автор: 
Духніч Ольга Євгенівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2009
Артикул:
0409U005789
129 грн
Додати в кошик

Вміст

содержание. Вся
совокупность заложенных и полученных в результате тем-ориентаций была
разделена
на:
ведущие темы, темы-цели, которые определяют цель жизненных исканий героя, выбор
им идентичности;
вспомогательные темы, темы-средства, возникающие в процессе исканий героя,
дополняющие ведущие темы, определяющие качество сделанного выбора.
На основании тематической классификации материала для обеих выборок было
выделено тем - ведущих и вспомогательных.
В качестве ведущих тем повествования, отмечены темы: профессиональная
самореализация; установление и сохранение связей с родительской семьёй, родом;
поиск своего народа, родного края; обретение самого себя (жизненная
самореализация, обретение идентичности); потеря себя (отсутствие жизненной
самореализации, утрата или не-обретение идентичности); обретение любви и
создание семьи.
В качестве вспомогательных были выявлены следующие темы: тема автономности и
сепарации героя; тема достижений; тема самоутверждения героя; тема социального
признания; тема испытания; тема борьбы; тема помощи; тема возвращения на
Родину, интеграция в среду собственной этнической группы [ Тема возвращения
на Родину является специфичной для крымскотатарских респондентов, она вмещает в
себя прямую проекцию жизненного пути крымскотатарских респондентов на ткань
повествования и определяет Родину как Крым, а возвращение героя – как
репатриацию.]; тема бесконечного поиска; выигрыш или проигрыш героя; тема
обмана; тема сопричастия делам и переживания социального окружения .
Полное описание и таблица полученных в анализе тем приведены в приложении № 2.
В повествовании респондент, от лица героя, предстает как «рассказывающее Я»
[] и по мере наррации реализует в методике темы-ориентации (ведущие и
вспомогательные), т. е. определяет их значимость в выражении субъектности, на
основании чего в дальнейшем, мы можем судить о компонентах системы нарративной
идентичности субъекта, представленных в готовой сказке. Время заполнения
методики директивно не ограничивается, но в целом весь процесс занимает не
более часа.
2.2. Описание процедуры анализа методики «Незавершенная сказка». Анализ
нарративов на уровне истории: тема. Анализ нарратива на уровне содержания:
инстанция героя и инстанция среды.
Процедура качественного анализа методики состояла из двух этапов. На первом
этапе анализировалась история, рассказанная респондентом, где единицей анализа
выступала тема повествования. На втором этапе анализировался текст
-репрезентант истории, где единицами анализа являлись действия персонажей
сказки и средовые условия, реализующие историю.
Для анализа истории нарратива и представленных в ней тем, была использована
трехбалльная шкала, организованная следующим образом:
тема отсутствует в нарративе – (фиксированный факт отсутствия темы в
нарративе);
тема реализована в нарративе – (фиксированный факт появления темы в
нарративе);
тема реализована в нарративе, и значимо влияет на его последующее развитие – 3.
Основными критериями оценки «» являлись: растяжение/сжатие темы относительно
всего нарратива, ее детерминирующая роль в развитии повествования.
Таким образом, для каждой написанной респондентом сказки по трехбалльной шкале
определялось присутствие и выраженность возможных тем
Кроме тематического анализа нарративов, объектом внимания в исследовании
выступило непосредственное содержание сочиненных респондентами повествований.
Этот уровень анализа можно назвать содержательным уровнем, где в качестве
элементов выступают лексические и синтаксические структуры текста, реализующие
его как целое. Лексический и синтаксический материал полученных в исследовании
сказок мы классифицировали относительно двух инстанций: инстанции героя и
инстанции среды. Подобное
разделение в психологическом анализе не ново, и
восходит к методу интерпретации текстов ТАТ (Murray, ). Соответственно, в
тексте выделялись характеристики описывающие героя (), среду (,),
взаимодействие героя со средой (). При этом, отдельно рассматривалась
персонифицированная среда () – иные герои и персонажи встречающиеся в
нарративе; неперсонифицированная среда () – характеристики окружающего героя
пространства. Отдельно формировались категории оценки окончания нарратива ().
Создавая нарратив от лица героя, респондент частично отождествляется с ним и,
следовательно, характеристики героя в большей мере являются характеристиками
автора текста. В отношениях героя со средой отражаются присущие респонденту
способы взаимодействия с действительностью, поскольку в личном нарративе
психическая реальность субъекта и реальность текста становятся тождественными.
Здесь следует отдельно отметить порождающий характер нарратива – респондент не
только повествует о приключениях героя в некотором контексте, но и продуцирует
этот контекст; т.е. герой не просто проходит определенные испытания, попадает
объективные ситуации, но проходит и переживает ситуации, создаваемые нарратором
в рамках его субъективной картины мира.
Мы предположили, что у представителей двух этнокультурных групп, с двумя
различными типами культур по каждой из четырех категорий будут наблюдаться
специфические культурные отличия.
Основываясь на описании культурных синдромов индивидуализма/коллективизма [],
[], а также на категориях анализа текстов по методике ТАТ, мы предложили
следующие единицы анализа нарративов по каждой из категорий. В целом их число
состваило характеристики.
1. Неперсонифицированная среда:
1. Функция принятия – среда описывается респондентом как принимающая или
отвергающая.
1. Функция удовлетворения потребностей – среда определяется респондентом как
удовлетворяющая, либо фрустрирующая его потребности.
1. Состояние среды – среда описывается респондентом как однородная и
постоянная (гомогенная) или как неоднородная и изменчивая (гетерогенная).
1. Влияние среды на героя – среда определяется как направляющая героя в пути,
влияющая на его возможный выбор или как индифферентная к судьбе героя.
2. Персонифицированная среда:
2. Дружественный персонаж – описывается респондентом как
помогающий герою или нуждающийся в помощи; сопровождающий героя или
встречающийся на его пути.
2. Враждебный персонаж – определяется респондентом как побеждающий героя или
терпящий от него поражение.
3. Герой. Фиксируются описания респондентом героя как:
3. активного / пассивного;
3. агрессивного;
3. неопредеоенного / уверенного в своей дальнейшей судьбе (уверенность на
операциональном уровне: куда идти, чего добиваться, что получить в итоге);
3. удовлетворяющего / фрустрирующего (ограничивающего) свои желания;
3. избегающего опасности / направленного на поиск приключений;
3. обращенного в будущее на поиск нового, построение новой жизни / обращенного
в прошлое, на выяснение своего происхождения, истории жизни;
3. устанавливающего личностную и эмоциональную дистанцию по отношению к
социальному окружению;
3. зависимого от социального окружения, других персонажей (внутренняя
взаимосвязь и вовлеченность);
4. Взаимодействие героя и среды в описаниях респондента:
4. Герой стремится к интеграции с социальной группой (этноинтегративные
тенденции).
4. Герой адаптируется к окружающей его социальной среде
4. Герой ощущает свою чуждость по отношению к социальной среде
(дезадаптирован)
4. Герой описывается респондентом как отвергаемый средой
4. Герой в нарративе преобразует среду (активно-преобразовательная позиция)
4. Герой не преобразует среду, но существует согласно её условиям
4. Герой описывается как самостоятельно достигающий целей
4. Герой обращается за помощью к социальной группе
4.Герой сам оценивает свои поступки и действия
4. Право оценивать собственные поступки и действия герой предоставляет среде
4. Герой направлен на поиск единственного объекта отношения (ищет невесту,
мать, брата, учителя, как значимые определяет только дуальные отношения).
4. По мере повествования герой выполняет миссию, предложенную ему средой
(сражается за народ, спасает город от злого правителя, и т.д.)
4. Цели своего пути герой формирует сам.
4. Первоочередными для героя являются интересы среды
4. Первоочередными для героя являются собственные интересы
4. В ситуациях принятия решения герой оказывается перед выбором
4. В ситуациях принятия решения герой принимает единственную предоставляемую
средой возможность.
4. По мере повествования, герой проходит через ситуации, в которых он
помогает (обязательность и ценность помощи)
5. Категории оценки окончания нарратива:
5. Респондент определяет окончание нарратива как счастливое
5. Респондент определяет окончание нарратива как печальное (неудачное) для
героя
5. Нарратив остается незавершенным, открытым для продолжения.
5. Респондент затрудняется с обозначением окончания нарратива как удачного или
неудачного для героя
5. Нарратив заканчивается тем, что действия героя попадают в цикл.
Из перечисленных выше единиц анализа, многие являются прогностическими и
отмечены в описании культурных синдромов индивидуализма / коллективизма.
Индивидуализм чаще связан с эмоциональной и личностной дистанцией субъекта по
отношению к группе, действиями, прежде всего, в своих интересах. Коллективизм
часто связывают с небольшой дистанцией по отношению к группе, действиями в
интересах группы, высокой коммуникабельностью и взаимозависимостью [],
[], [], []. Наличие индивидуализма в текстах оценивали такие единицы
категорий, как например 3. (описание нарратором героя как устанавливающего
личностную и эмоциональную дистанцию по отношению к социальному окружению);
4., 4., 4.,4. (см список