Ви є тут

Система діагностичних, профілактичних, психокорекційних та реабілітаційних заходів при невротичних захворюваннях у дітей.

Автор: 
Седнєв Владислав Володимирович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0505U000343
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данное исследование проводилось в несколько этапов, ход которых последовательно
отражен в главах этой работы. В первом параграфе настоящей главы дается
описание обследованного контингента, во втором – использованных методов
исследования.
2.1.Характеристика обследованного контингента
Материалом для эпидемиологического исследования послужили: статистические
данные о количестве детского населения в городе Донецке; данные об уровнях
заболеваемости психическими расстройствами у детей; собственное
эпидемиологическое исследование проводилось на репрезентативной для детского
населения 11-13 лет, выборке учащихся 5 - 7 классов школ г. Донецка.
Расчет репрезентативной выборки осуществляли на основании данных о численности
детей данного возраста в общеобразовательных школах г. Донецка табл. 2.1) по
формуле А. И. Карасева [390]:
где n’- объем репрезентативной выборки,
N - объем генеральной совокупности,
n - объем обследуемой выборки.
Выборку считали репрезентативной при n Ј nў.
n = (788 * 41724) / (788 + 41724) = 773 человека, исследуемая выборка составила
778 человек, т.е. данная выборка являлась репрезентативной.
Таблица 2.1
Распределение детей в возрасте 11-13 лет
по районам г. Донецка
(данные Донецкого областного управления образования)
Социально-демографический показатель (пол/класс школы)
Район города
№№ учебных заведений.
м.
ж.
м.
ж.
м.
ж.
Итог
5 класс
6 класс
7 класс
6
Будёновский
34, 99, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 132, 135, 136, 137, 142, 145, 147, 148
744
695
723
644
763
723
4292
Ворошиловский
1, 2, 3, 5, 9, 13, 14, 15, 17, 18, 22, КГГ, УГК
591
653
629
655
623
588
3739
Калининский
4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 20, 35, 49, 95, 96
681
699
631
658
685
627
3981
Киевский
19, 23, 24, 43, 47, 48, 53, 54, 56, 57, 61, 65, 70, 117, инт.10
866
848
828
836
891
834
5103
Кировский
30, 69, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 97,
98, 112, 115
1360
1239
1375
1156
1239
1294
7663
Продолжение табл. 2.1
7
Куйбышевский
21, 41, 46, 50, 51, 52, 55, 60, 62, 63, 64, 66, 67, 68, 71, 72, 74, 75
867
832
837
863
856
757
5012
Ленинский
25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 45
690
613
701
639
702
648
3993
Петровский
84, 87, 100, 101, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 113, 114, 116,
инт.3
602
580
599
559
601
558
3499
Пролетарский
124, 125, 126, 128, 130, 133, 138, 139, 140, 141, 144, 146, 149, 150, 151, 152,
153, 154
824
688
713
705
778
734
4442
ГорУО
ДТК, 102
53
57
61
73
56
77
377
Итого
7278
6904
7097
6788
7194
6840
42101
Процентное распределение по полу среди детей возраста 11-13 лет, во всех
районах города (генеральная совокупность): девочки – 48,51%, мальчики – 51,49%.
Распределение по полу в обследованной репрезентативной выборке составило –
48,71% лица женского пола и 51,29% - мужского.
Из обследованных 778 человек:
- 233 человек - ученики 5х классов,
- 286 человек - ученики 6х классов,
- 259 человек - ученики 7х классов.
Кроме того использованы материалы данных об экологической ситуации в г.Донецке.
Соответствующие данные находятся в приложении А (А1).
При изучении фактора социализации было проведено комплексное социометрическое и
психодиагностическое исследование 60 школьников обоего пола, в возрасте 13-ти
лет, представлявших собой два класса двух различных школ, одна из которых
расположена в центральном районе города, вторая – в периферийном. Такой выбор
был обусловлен необходимостью исключения влияния микрокультурных факторов.
Анализ фактора возможности/доступности психотерапевтической помощи проводился
путем изучения состояния системы школьных медицинских и психологических служб.
Было исследовано методом анкетирования 50 школьных психологов и 17 школьных
врачей, представляющих соответственно 46 учебных учреждений. При этом следует
отметить, что врачами-педиатрами обеспечено 93%, а школьными психологами менее
50% школ города. В абсолютных показателях это составило 78 психологов,
работающих в школьных учреждениях (данные Донецкого областного управления
образования). Расчет по вышеуказанной формуле А.И.Карасева [290] объема
репрезентативной выборки показал необходимость исследования не менее 30,5
наблюдений. В нашем исследовании приняло участие 50 человек (64,1% школьных
психологов), что позволило считать данную выборку репрезентативной. Из общего
числа школьных психологов женщины составляли 46 человек (92% опрошенных),
средний возраст составил 37 лет, подавляющее большинство (36 человек – 72%)
имели стаж работы от одного до пяти лет, ещё 16% имели стаж менее года. Из
опрошенных 84% имели высшее и незаконченное высшее образование.
Результаты комплексного клинико – параклинического исследования отражают данные
обследования 208 детей, которые ранее, во время проведения эпидемиологического
исследования (которое в данном контексте принимало характер скринингового) были
отнесены в группы наличия клинически очерченных симптомокомплексов (1 группа,
основная, экспериментальная) и высокого риска формирования невротических
расстройств (2 группа, сравнения, дифференциальная). После этого данные дети
были обследованы клинико – психопатологическими методами и было отобрано 156
детей основной группы и 52 ребенка дифференциальной группы. Критериями отсева
[111, 112, 341 - 348] были прежде всего клиническая синдромальная
незавершенность невротического расстройства в первой группе и завершенность
симптомокомплекса во второй. Кроме того из числа обследованных
экспериментальной группы удалялись лица с длительностью течения н