СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Понятие и содержание благотворительности: социальные и правовые аспекты
1.2. Тенденции развития российской благотворительности
1.3. Основные принципы и специфика благотворительной деятельности в современном обществе
ГЛАВА II. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АГЕНТОВ В ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Механизм взаимодействия социальных агентов благотворительности
2.2. Социальные действия субъектов благотворительности в России
2.3. Значимость благотворительности в трансформационных процессах российского общества
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, КАК ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АГЕНТОВ
3.1. Трансформация деятельности субъектов благотворительности в условиях экономического кризиса российского общества
3.2. Отражение благотворительной деятельности в общественном мнении населения
3.3. Молодежь, как объект благотворительности в условиях трансформации российского общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
3
Введение
Актуальность исследования. При серьезных кризисных изменениях общества трансформация усиливается, люди теряют устойчивость ориентиров, все больше становится рисков потери работы, снижения жизненного уровня. Когда нарушается привычный жизненный ритм, усиливается личная и семейная неустроенность, люди нуждаются в значительной поддержке со стороны общества, государства и различных структур, в подобной ситуации особую актуальность, как фактор социального согласия, приобретает' благотворительность. В условиях трансформационных процессов благотворительность сглаживает социальные противоречия, приводит к нивелированию сложных кризисных явлений, способствует повышению устойчивости общества и социального порядка.
Изучением проблем благотворительности занимаются во многих странах мира (США, ФРГ, Великобритания и др.), она получила практическую значимость, система благотворительности часто заменяет социальную политику государства. Ею занимаются не только благотворительные организации, но и состоятельные люди планеты. На сегодняшний день механизм благотворительности стал настолько сложным и многогранным, что это требует подробного научного изучения.
Тема актуальна в силу того, что благотворительность не может быть безадресной, она осуществляется конкретными социальными агентами и помогает людям выйти из сложной жизненной ситуации, способствует нормализации социальных взаимоотношений различных групп и слоев общества, делает общество более мобильным и не равнодушным к социальным бедам других людей. Социальные агенты благотворительности работают на развитие гражданского общества, дают возможность гражданам проявить свою инициативу и выступить в роли связующего звена между людьми и государством. Благотворительность служит серьезной мерой снижения
18
шаблонов использования воплощаются в институциональную структуру общества1. По мнению Дж. К. Хоманса, одной из задач социолога является раскрыше норм, существующих в обществе2.
Российская правовая система еще только складывается, в ней много несоответствий и противоречий, которыми зачастую пользуются в корыстных целях. Социальная мораль способна поддерживать определенные социальные критерии поведения индивидов в обществе. Законодатель дает право выбора осуществлять благотворительность «безвозмездно или на льготных условиях» (С1. 1 ФЗ «О благотворительной деятельности...»), но общество признает благотворительностью лишь ее безвозмездный вариант, поэтому многие проявления благотворительности обществом не признаются, их относят часто к спонсорству, меценатству, пожертвованиям и др.
Помогая людям, благотворители одновременно получают признание, статус, доброе имя среди современников и потомков, а также делают благо на пользу общества. Осуществление благотворительности делает бизнес социально ответственным. Рассуждая о социальной ответственности бизнеса, мы непременно приходим к понятию социальной справедливости. Понятие справедливоеги не ограничивается чисто нравственными аспектами, оно есть как социально-экономическое и идеологическое. Нравственное, экономическое и социальное так тесно переплетены, что создают в некотором смысле амальгаму, из которой лишь путем специального анализа можно извлечь собственно социальное содержание.
Справедливость — мерная характеристика человеческих отношений. В. С. Соловьев писал, - «когда общее правило справедливости колеблется или оказывается недостаточно сильным, нет ничего более действительного для его подкрепления, как живое представление тех страданий, которые могут быть причинены несправедливым поступком; это представление вызывает сострадание, которое и является коренным мотивом для воздержания от
'Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 233-23'!
■Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1994. С. 48.
несправедливого действия»1. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, при котором существует соответствие между деянием и воздаянием, достоинством и вознаграждением. Э го распределение поощрений и наказаний производится при справедливом подходе сообразно заслугам и промахам людей - невзирая на лица.
Предпочтительна концепция социальной справедливости, обеспечивающая консенсус различных слоев населения, в целом не вызывающая серьезных возражений, а тем более возмущения сколько-нибудь влиятельных групп, а также широкого распространения среди населения чувства зависти. Проблему справедливости разрабатывали Г. Сиджуик и А. Лигу. Предложенная Сиджуиком формула гласит: «общество правильно устроено и, следовательно, справедливо, когда его основные институты построены так, чтобы достигнуть наибольшего баланса удовлетворенности для всех индивидуумов этого общества2.
Рождение всеохватывающей распределительной справедливости означает одновременное появление несправедливости, поскольку произведенный трудом прибавочный продукт теперь может быть отнят и отнимается силой. Условия жизни и, как говорят теперь, «качество жизни» людей становятся несопоставимы. Появляются бедные и богатые, которые вступают в конфликты между собой, отстаивая свои интересы под флагом «справедливости». Развитие социальной структуры общества сопровождается появлением люмпенизации. В России во время революции и гражданской войны из-за всеобщей разрухи и нищеты и при обилии на руках у населения оружия люмпенство стало массовым и чрезвычайно опасным социальным явлением3.
Л. Лопатин отмечал, что «сострадание может принять двоякую форму. Во-первых, оно может в нас сказаться как сила, противодействующая эгоистичным и злым мотивам, удерживающая нас от причинения страданий и
'Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Мн., 1999. С. 435.
3 Пирогов Г. Г., Ефимов Б. А. Социальная справедливость: генезис идей // СОЦИС, 2008. № 9. С. 5.
3 Руткевич М. Н. Социальная поляризация // СОЦИС. 1992. № 9. С. 12-13.
- Киев+380960830922