*
Оглавление стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
РАЗДЕЛ 1. Экономическая инкультурация: методологические основы социологического анализа........................... 14
• РАЗДЕЛ 2. Состояние и динамика предпринимательской
культуры в условиях современной России.................... 50
РАЗДЕЛ 3. Основные пути совершенствования процесса экономической инкультурации в предпринимательской среде 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 123
* СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................... 128
ь
ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия находится в посткризисном периоде, и хотя основные структурные преобразования нашего общества уже пройдены, сегодня остаётся немало противоречий в общественной жизни. За последние пятнадцать лет российское общество претерпело процессы изменения содержания и условий деятельности социальных институтов и общностей, сопровождающиеся разрушением старых общественных ценностей и стихийным формированием новых.
Российское общество на современном этапе характеризуется двойственностью мировоззренческих и культурных оснований для деятельности различных социальных групп. С одной стороны, в сознании россиян укоренились либеральные ценности, а с другой - прежние ценности социалистической системы все еще оказывают значительное влияние на жизнь людей и общества в целом. Эта двойственность ценностей в полной мере относится и к социально-экономической системе. Предпринимательство уже перестало быть новым элементом социальной структуры общества, оно стало неотъемлемой частью экономической системы современного российского общества. На сегодняшний день уже в значительной мере освоены функционально-технологические механизмы рыночной экономики, идет процесс активной интеграции России в мировое экономическое сообщество.
В этих условиях актуализируются социокультурные и этические аспекты экономических отношений. Решающим фактором эффективного развития предпринимательства становится развитие высокой экономической культуры. Формирование культуры экономических отношений тесно связано с процессами социализации, усвоения ценностей и норм общей культуры. Близким по содержанию к понятию «социализация» является термин «инкультурация», однако эти две категории не тождественны. В процессе социализации происходит освоение «технологических» аспектов
социологии предпринимательства и менеджмента, а также в системе повышения квалификации предпринимателей.
Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации излагались и обсуждались на: ежегодных научно-практических
конференциях социологического факультета СГУ в 2002-2003 гг; межвузовской научно-практической конференции «Управление общественными институтами и процессами в России», ПЛГС им. П.Л. Столыпина, 2002г; межвузовской научно-практической конференции «Молодые ученые - Саратовской области», ПАГС им. П.А. Столыпина, 2002 г; X Международной Научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», МГУ, 2003 г; II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы», МГУ, 2003 г; и отражены в шести печатных работах автора.
Структура диссертации состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
РАЗДЕЛ 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНКУЛЬТУРАЦИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Современная Россия проходит сложный этап своего развития. Российское общество на данном этапе характеризуется двойственностью мировоззренческих и культурных оснований для деятельности различных социальных групп людей. С одной стороны в сознании россиян укоренились либеральные ценности, а с другой - прежние ценности социалистической системы все еще оказывают значительное влияние на жизнь людей и общества в целом. Эта двойственность ценностей в полной мере относится и к социально-экономической системе. Предпринимательство уже перестало быть новым элементом социальной структуры общества, оно стало неотъемлемой частью экономической системы современного российского общества, происходит процесс формирования экономической культуры рыночных отношений.
В качестве методологической основы исследования рассматривается совокупность методов, в частности используется структурно-
функциональный анализ и сравнительно-исторический метод. С методологической точки зрения, прежде чем говорить о понятии
экономической инкультурации, необходимо определиться с понятиями
культуры вообще и экономической культуры в частности. Определений культуры существует множество, но для целей нашего анализа более всего подойдёт определение культуры как социальной памяти общества1 Это особый социальный механизм, воспроизводящий эталоны поведения, проверенные опытом и соответствующие потребностям дальнейшего
1 См.: Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. С 97; Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Экономическая культура: её сущность и функции // Социология экономической жизни. М., 1991.
- Киев+380960830922