СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
Раздел 1. Концептуальные основы социологического изучения
студенческой молодежи................... .... 15
Раздел II. Категория "стиль жизни" в контексте анализа трансформирующегося общества.....................................56
Раздел III. Динамика стиля жизни постсоветского студенчества:
традиции и новации..........................................78
Заключение.................................................104
Список литературы..........................................107
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Одно из последствий перемен во всех сферах жизнедеятельности российского общества последнего десятилетия - структурная реорганизация отечественного высшего образования. Наряду с государственными учебными заведениями, существующими много десятилетий, возникают новые, "отвечающие духу времени", коммерческие вузы. Кроме того, открываются филиалы столичных вузов или создаются новые учреждения в провинциальных городах, где ранее система высшего образования отсутствовала. В то время, как государственные вузы по-прежнему предлагают бесплатное образование (и, как следствие, прием студентов осуществляется на конкурсной основе), коммерческие вузы предоставляют возможность получения образования на платной основе всем желающим.
Территориальный фактор и фактор статуса вуза сказывается при этом на качестве обучения, научно-профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава, на престижности/непрестижности дипломов, на перспективах профессиональной карьеры будущих специалистов. Российская образовательная ситуация, таким образом, характеризуется проблемой "носгрификации" дипломов различных типов вузов.
Перечисленные факторы обуславливают и своеобразие структуры современного студенчества. Стратификация в рамках социальной группы студенчества по-новому ставит проблему поиска идентичности членами данной общности. Студенчество утратило структурную однородность, присущую ему в советский период. В настоящее время в молодежной и студенческой среде России, как и в обществе в целом, преобладают дифференци-
3
правлений использованы работы:
- Э.Эриксона, Р.Бенедикт, Д.Рисмена (психоаналитический подход);
Т.Парсонса, Ш.Айзенштадта, М.Титмы (структурно-функциональный подход);
- Р.Парка, Э.Берджесса, Р.Мак-Кензи, Ф.Коэна и др. (субкультурный подход);
- К.Манхейма, М.Мид, Р.Инглехарта (культурологический подход).
Базовой категорией работы является ”стиль жизни". С целью операционализации данного понятия автор обращался к классическим трудам М.Вебера, Г.Зиммеля, Г.Тарда, П.Бурдье; а также работам отечественных авторов Л.Г.Ионина, М-.Н.Руткевича, В.И.Чулрова, В.А.Ядова.
Эмпирической базой диссертации явились результаты:
- первичных исследований среди студентов - представителей различных типов вузов с применением качественных методов, проводившихся коллективами авторов при непосредственном участии диссертанта в 1995-1998 гг.1;
экспресс-опросов, проводившихся соискателем среди студентов различных вузов в 1997-1999 гг.2;
1 - исследование проводилось совместно с д.с.11., проф. Исламшиной Т.Г'.,
к.с.н. Хамзиной Г.Р. Всег о было опрошено 329 человек. Из них 163 - представители бюджетного отделения государственного вуза, 75 - представители
коммерческого отделения, 91 - студенты неказанских вузов. Исследование
носило поисковый характер, имея целью зафиксировать сущность измене-
ний, происходящих в структуре стиля жизни студенчества.
: - Экспресс-опросы проводились автором среди студентов 3 курса 1, 2. 3, 6,
7 факультетов ЮТУ им.Туполева (бюджетное и коммерческие отделения), Лениногорского факультета КГТУ и Зеленодольского филиала КГУ. Всего опрошено 250 человек. Исследование также носило поисковый характер.
10
- включенного наблюдения за поведением молодежи в различных формальных и неформальных институтах организации досуга (дискотеки, концерты, "тусовки" И Т.п.).
- вторичного анализа исследований, проводившихся среди отечественных студентов советского И ПОСТСОРетгкОГС периодов.
Научна}! новизна исследования состоит в следующем:
- определено теоретико-методологическое и познавательное значение различных социологических теорий молодежи в анализе студенчества;
-уточнено содержание понятия "стиль жизни" с точки зрения его использования применительно к студенческой молодежи трансформирующегося общества;
- представлен сравнительный анализ стиля жизни отечественных студентов советского и постсоветского периодов;
- осуществлена систематизация различных студенческих стилей жизни в зависимости от вуза обучения (государственного, коммерческого, нсказанского - "провинциального").
Научная и практическая значимость. Данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в изучение жизненных стилей постсоветского студенчества. В нем рассматриваются актуальные проблемы отечественного высшего образования вообще и студенчества, как его составляющей, в частности. Полученные данные могут быть использованы при разработке молодежной политики как на региональном уровне, так и па уровне конкретных вузов; в разработке спецкурсов по социологии молодежи, социологии образования, социологии культуры в высших и средних учебных заведениях.
II
- Київ+380960830922