Ви є тут

Социально-политические условия становления местного самоуправления : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Абдуллин Альберт Галиуллович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000293232
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (на материалах Республики Татарстан)
»едение........................................3
їздел первый. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ЭЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ..........................15
їздел второй. РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ \К УСЛОВИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МЕСТНОГО АМОУПРАВЛЕНИЯ.................................58
їздел третий. ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ВЛАСТНЫМ ГРУКТУРАМ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ССПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...........................94
□дел четвертый. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕСТНОГО \МОУПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 138
ключение........................
іисок использованной литературы
159
166
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. Процессы трансформации всех областей общественной жизни, протекающие как в Российской Федерации в целом, так и в ее регионах, требуют выработки адекватных им концепций и моделей социально-экономического развития, способных не только раскрывать наиболее существенные черты процессов общественной жизни, но и служить основой для принятия конкретных управленческих решений. В основу понимания отечественного пути социально-экономического развития, дающего целостную картину происходящих в основных сферах общественной жизни реформ, может быть положена концепция модернизации, модифицированная с учетом российских и региональных условий 1.
В предельно сжатом виде модернизация может быть охарактеризована как социально-экономическая, социально-политическая и социокультурная реакция на научно-технический прогресс. Она органична в том случае, если социокультурные особенности данной страны ей способствуют. В противном случае модернизация принимает черты навязанного извне, чуждого общественным устоям страны, вынужденного процесса2.
Модернизация в социальной сфере демократического общества отличается тем, что изменяется прежде всего тип отношений между людьми. На смену иерархической зависимости приходит равноправное партнёрство. Последнее строится на основе взаимного интереса и ра-
1 См., например, Нугаев М.А., Нугаев Р.М. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития. - Казань. - изд-во ИСЭПН АНТ. - 1997; Черняк Э.В., Мадияров А.Б. Политология.(Курс лекций). - Казань.-изд-во Матбугат Йорты.-1999.
2 См., например, Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change.Englewood Cliffs, 1996.
16
ние выступает как коллективное управление, как участие всех членов организации, всего населения в работе соответствующего органа управления, как включение исполнителей в процессе выработки общих решений. Самоуправление не отрицает необходимости отдельного органа управления и профессиональной управленческой деятельности вообще»1.
Такая трактовка самоуправления приемлема только в качестве констатации того, что это понятие вошло в социологический лексикон в зафиксировано в нём, т.ё. приобрело статус официальной категории. Это - только исходная посылка для теоретической разработки, поскольку она применима ко всем самоуправляющимся системам вообще. Данное определение связано с кибернетической трактовкой самоуправления, а жизнь состоит из целостных систем, которые управляются. Недостатком данного определения является то, что в нём не выражен активный, деятельностный характер самоуправления, не раскрывается его субъект, который является одновременно и объектом управления. За рамками этого определения оказывается политическая значимость самоуправления; но подлинное самоуправление - это, фактически, демократия как форма правления самого народа. Эти недостатки неизбежны для начального этапа при разработке того или иного понятия. Словарь, как известно, отражает наиболее общие подходы, которые требуют конкретизации и наполнения содержанием в дальнейших исследованиях.
Изучением местного самоуправления занимаются различные науки. В их числе, прежде всего, социология, политическая социология и политическая наука, теория государства и права, психология и политическая психология, экономическая теория и другие. Однако, для многих этих наук анализ местного самоуправления не является сугубо специальным, не предстаёт в качестве самостоятельного объекта исследова-
1 Краткий словарь по социологии. -М., Политиздат, -1988. С.80
17
ния. Самоуправление - это плод деятельности общества, и его происхождение объясняется с помощью деятельностного подхода социологической теории, которая показывает как именно предметно - практическая деятельность человека порождает адекватные её организационные формы. Следовательно, категория «местное самоуправление» принадлежит по праву рождения социологической теории.
Социология связана с изучением гражданского общества, а самоуправление является необходимой предпосылкой и условием формирования гражданского общества, которое строится на основе идей свободы и частного интереса. В социологической теории самоуправление, следовательно, изучается в связи с частным интересом- и спецификой человеческой жизнедеятельности.
При этом гражданское общество рассматривается некоторыми авторами в качестве основной предпосылки, необходимой для развития российского местного самоуправления.
Как составная часть деятельности человека, в качестве одного из ее условий в социологии изучается социально - психологический климат2. Вместе с тем представители политической психологии имеют непосредственное отношение к этому вопросу тогда, когда они вместе с социологами изучают социальное настроение. Последнее может представлять также интерес и для представителя политической науки, где местное самоуправление изучается в единстве с проблемами теории государства и права, в связи с формой правления и формой государственного устройства . Особенностью категории местного самоуправления является то, что связь с политической социологией и политической наукой определяет взаимодействие с юридической наукой, нормами права. Они требуют чёткой законодательной ясности относительно тех терминов, которые касаются местного самоуправления. В Законе «Об общих принципах ор-
2 См. Н. В. Щербакова, Е. С. Егорова. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль. 1996. - С.4.