2
Содержание
Введение............................................................3-19
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического анализа социальной эффективности социальных систем в категориях порядков..............................................................20-112
§ 1. Применение категории «порядок» в социально-философских теориях до-
социологического периода...........................................20-62
§ 2. Развитие категории «порядок» в структуре социологии как самостоятельной науки......................................................63-87
§ 3. Категория «порядок» как инструмент социологического анализа социальной эффективности социальных систем...........................88 -112
Глава II. Теоретический инструментарий анализа экономики в категориях хозяйственных порядков и его значение для исследования эффективности
социальных систем................................................113-201
§1. Теория хозяйственных порядков как методологическая основа социологического анализа социальной эффективности социально-
экономической системы общества...................................113-147
§2. Принципы, структура и процедуры теоретико-прикладного анализа социальной эффективности социальных систем в категориях порядков
............................................................... 148-170
§ 3. Конкурентный порядок как критерий социальной эффективности социально-экономической системы..................................171-201
Глава III. Теоретико-прикладной анализ социальной эффективности российской общественной системы в категориях порядков..............................................................202-303
§ 1. Воздействие хозяйственного порядка российской социально-
экономической системы на социальные процессы в обществе..........202-270
§ 2. Институализация конкурстного порядка в российском обществе: факторы, условия и перспективы........................................271-295
Заключение.......................................................296-303
Библиография
304-324
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начавшиеся в 90-х годах XX столетия преобразования в России в корне изменили общественный порядок страны. Трансформации подверглись все сферы жизнедеятельности общества. Осуществлена реформа политической системы, запушен механизм обмена в отечественной экономике, модифицируются основы правового порядка, претерпела существенные изменения социальная структура общества. Однако социальное пространство, сложившееся в результате этих институциональных преобразований оценивается в науке и общественном мнении как неадекватное потребности общества в позитивном развитии и даже кризисное, поскольку социальные процессы стали приобретать мало предсказуемый характер. Активизировавшиеся исследования социальных, политических, экологических, демографических и т.д. рисков, угроз и опасностей направлены на удовлетворение общественной потребности в преодолении системного кризиса российского общества и соответственно на поиск моделей равновесного, гармоничного, устойчивого его развития. В качестве важного фактора общественной стабилизации признается становление и эффективное функционирование рыночной экономики как формы хозяйствования, способной гармонизировать личные и общественные потребности.
Рыночные взаимодействия складываются в определенной социальной среде, которая оказывает существенное влияние на их характер, и проявляется в первую очередь в социально-экономической сфере общества. Но традиционного рассмотрения рынка как механизма развития экономики, как формы хозяйственных отношений, как условия экономической активности недостаточно. Уникальность и социальная значимость этого феномена требуют системного анализа, развития междисциплинарных подходов и соответствующего категориального аппарата, исследования социальных механизмов рыночных процессов и выбора наиболее рациональных и социально эффективных форм рынка.
31
решаться безотносительно особой добродетели; безотносительно воспитания, для которого нужны особые природные способности и стечение обстоятельств, а также безотносительно к желательному строю, но применительно лишь к житейской обстановке, которая доступна большинству.’4 Что тогда является критерием сравнения? Основываясь на положениях своей «Этики», Аристотель утверждает, «что та жизнь блаженна, при которой нет препятствий к осуществлению добродетели, и что добродетель есть середина, то нужно признать, что наилучшей жизнью будет именно средняя жизнь, такая, при которой середина может быть достигнута каждым. Необходимо установить то же самое мерило как для добродетели, гак и для порочности государства и его устройства: ведь устройство государства - это его жизнь»/’'Для Аристотеля государственное устройство означает то же, «что и порядок государственного управления, последнее же олицетворяется верховной властью в государстве, и верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства».36
Для создания платоновского идеального порядка необходим отбор лучших, а затем еще и их воспитание на разумных началах мудрости, мужества, справедливости и рассудочности, то есть формирование особой личности, хотя и предрасположенной к этому воспитанию в силу имеющихся природных способностей. Для Аристотеля цель построения идеального строя как бы расчленена на задачи, поэтапное решение которых лишь приближает сложившиеся в результате оптимальных сочетаний социальных элементов порядки к идеальному. Это не означает, что проблемы воспитания для Аристотеля не существует, но она не является первостепенной, в чем мы согласны с Ю.Н. Давыдовым.37
■ ’ Аристотель. Политика / Соч. п 4-х томах.- Т. 4,- М.: Мысль, 1984.- С. 376
34 Аристотель. Политика... С. 506
35 Аристотель. Политика... С. 35
36 Аристотель. Политика / Соч. в 4-х томах. - Т.4. - М.: Мысль, 1984. - С. 457
История социологии в 5-ти томах. - Т. 1 - М.: Наука, 1995. - С. 66
32
Всего Стагирит выделяет шесть форм государственного устройства: лучшие, нормальные, естественные, но, по его мнению, оставшиеся в прошлом: монархия, основанная на законе, аристократия, основанная на традиции и полития, основанная на воспитании. Полития - наилучший способ правления, так как большинство правит в интересах общей пользы. Но аристократия и полития очень близкие друг к другу формы государственного устройства. И худшие, или искаженные: тирания, которая есть отклонение от монархии; олигархия - которая есть отклонение от аристократии и демократия, которая есть отклонение от политии.
Если платоновское аристократическое или царское правление зарождается в недрах тирании и институализируется посредством отбора и воспитания, то полития Аристотеля становится возможной путем комбинаций и даже откровенного манипулирования и при демократических государственных устройствах.
Интересно, что, раскрыв основы классификации и соответственно виды государственного устройства. Аристотель неожиданно заявляет, что на самом деле их все-таки больше, а рассмотренные являются лишь исходным пунктом анализа. Связано это с тем, что всякое государство заключает в себе не одну, а несколько составных частей. По аналогии с животным миром Стагирит обосновывает логику своих рассуждений. Имея желание разобраться с этим царством, первоначально, считает он, следует выделить те органы или элементы (органы чувств, органы пищеварения и т.д.), которые должны иметься с необходимостью. Далее, те, посредством которых животное двигается. И тогда: «Если бы у животных были только перечисленные нами органы, но различные (например, несколько различных видов рта, желудка, органов чувств, движения), то в зависимости от числа, получающегося при сочетании этих различий, неизбежно получилось бы и несколько разновидностей животных, так как немыслимо, чтобы одно и то же животное имело несколько разновидностей рта, ушей и тому подобного. Таким образом если сопос-
- Київ+380960830922