СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1 .СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ....................18
$ 1 Природа и сущность социальных процессов....................18
природе и сущность социальных процессов Яг«>ы социальных процессов Социальные процессы в организациях
5 2 Теоретические подходы к анализу социальных процессов
в организационных системах.................................26
Ляалю социальных процессов в организационных моделях
$ 3 Организация - сфера протекания социальных процессов........40
Социальная структура организации
Коллектив организации
Социальные функции Организации
Организация как институт социализации личности
Процессы взаииодсйствия а организациях
Цгаимодсйствие уровней социальной организации
Методы совершенствования социальных процессов
Выводы по первой главе.......................................71
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИКОЛЛЕК ТИВНЫХ
ПРОЦЕССОВ В МОСКОВСКОМ БАНКЕ СБ РФ.................75
$ 1. Особенности социальной организации банка................75
Особенности советизации коятектиеа банка (руикционирование байка Социальная организация банка
Б 2. Анализ факторов социально психологического климата как интегральной характеристики социальных процессов банка...........................................................9!
Социальная структура Московского банка С Б РФ Смсиачьмо-психошгический климат Московского банка СБ РФ
$ 3 Влияние факторов взаимодействия на особенности социальных процессов в коллективах различных
организационных уровней банка............................109
Выводы по второй главе.........................................116
Заключение....................................................124
Библиография..................................................125
Приложения....................................................132
Введение
В конце ХУ 111 века, когда начался распад хозяйственных средневековых форм и переход к капиталистическому способу производства, в Европе зародилась банковская система. Адам Смит - основатель классической школы политической экономии отметил, что капитаны человека складываются из его дохода, а богатство народа из капиталов людей. (184)7акаи образом. 6ы.чо отмечено влияние поведения индивидов на формирование финансово-экономической и нравственно-политической областей народно-хозяйственной жизни Россия заимствовала западные формы общественной жизни. Указом императора Николая I от 30.10.1S41 года было утверждено решение об открытии сберегательных касс. По мнению исследователя XIX века Щербакова П. формирование банковской) дела находится в непосредственной зависимости от уклада народно-хозяйственного быта. В России изначально сберегательные кассы находились в велении Государственного бзика. Борьба народных масс с бедностью и ншцетой и усилия государства, направленные на формирование бережливости у трудового населения, являлись основой развития côepei ательного дела. Однако его становление проходило очень вяло. Сберегательные кассы получили широкое распространение только в начале XX века, когда услуги превратились из накопительных в кредитные. (229) История сберегательного дела России насчитывает околоИЮ лет. Наибольший интерес для современного исследования представляют социально-политические изменения последних лет, связанные с переходом от сложившейся экономической системы в СССР к рыночной экономике в России, которые отражаются на развитии социальных процессов банковских организаций.
К началу перестройки в России особое значение получило развитие экономической основы - банковской системы. К этому времени она состояла из двух банков -«Госгрудсберкасс» (ГТСК) и «Госбанка» и монопольно подчинялась государству. Банк «ГТСК» предоставлял весьма ограниченный набор услуг населению - прием платежей. вкладов населения и некоторые другие. «Госбанк» проводил операции организаций и иредприягнй.(83) Вся прибыль, полученная территориальными банками Гос-трудсберкасс. поступала в Государственный банк СССР. И уже после этого проходило распределение денежных средств и, в частности, начисление процагтов по вкладам населения. Фактически банки не занимались коммерческой деятельностью. Финансово-кредитная система практически отсутствовала. В 1988 году прошла реформа банковской системы. Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразо-
3
Коллективы банковских учреждений рассматриваются в диссертационном исследовании со следующих позиций:
• как форма организации труда персонала и трудовая единица в системе разделения труда (специализации и профессионализации);
- как элемент и звено организационного пространства, посредством которого работник включен в отношения с индивидами, коллективами банка и обществом в целом;
- как ступень в иерархической структуре банка, организационный уровень:
- как социальный организм и личностная среда в организационной сфере.
Исследование социальной структуры включает демографический, профессиональный. организационный аспекты и рассматривается и динамике. Теоретико-метадологи ческая 6а ча
Данная диссертационная работа опирается на основные принципы и положения теории социальных изменений в сочетании с теорией структурного функционализма, на стыке с грудами социологов по социальной стратификации и социологией организаций. В ходе выполнения диссертационного исследования использовались общенаучные методы познания, теоретический анализ, обобщение опыта социологических исследований. С целью комплексного анализа протекающих в байке социальных процессов использовались разли'шыс методики, позволяющие измерять отдельпые стороны социальных процессов и восприятие их работниками банка. Для анализа данных использовались статистические методы и математические процедуры факторного, корреляционного анализа.
Эмпирическая дача. Для решения поставленных в диссертации задач были проведены исследования в различных организациях Московского банка Сбербанка России с 1995 по 1999 годы. Исследования проводились в коллективах на трех организационных уровнях: в филиалах, отделениях и в аппарате Московского банка.
В качестве методов сбора информации использовался анкетный опрос и метод анализа документов. Объем выборки в анкетном опросе составил N 15 тысяч респондентов (по 3 тысячи чел. ежегодно за исследовательский период).
Отбор респондентов проводился на основе пропорциональной стратифицированной вероятностной выборки, которая строилась с учетом организационной структуры, стажа совместной работы и наличия непосредственных контактов не менее года, нахождения на одной территории, должностного статуса.
15
- Київ+380960830922