Магомедов, Керем Османович
Формирование гражданского общества в современной России (Социологический аспект) [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04
М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской
Государственной Библиотеки)
Социальная структура, социальные институты и процессы
Полный текст:
ІіВДр: / /сіібб . гбі . ги/сіізз/02/0293/020293005 .рсі£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Магомедов, Керем Османович
Формирование гражданского общества в современной России (Социологический аспект)
Москва 2000
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
27
следовать закону и в отношении граждан, и в отношении самих себя. Таким образом, этическое содержание категорического императива И.Кант переносит и на этико-правовые основы гражданского общества, и на его взаимоотношения с государством.
Завершением формирования классических представлений о гражданском обществе и его взаимодействии с государством можно считать систему философско-правовых взглядов Г. Гегеля. Если философы конца XVIII века в большей степени обращались к проблеме противостояния гражданского общества государству, применяя идеи «естественного права» к обоснованию результатов революционных процессов буржуазного характера (Т. Пейн), то Г. Гегель подошел к вопросам возникновения и развития гражданского общества с позиций диалектики общественно-исторических трансформаций. Гражданское общество по своим социальным характеристикам, структурным элементам и функциональным задачам отличается и от семьи как первичной формы социальной организации, и от государства, к которому направлены процессы трансформации. Гражданское общество, структурируя социальную жизнь, неотъемлемыми элементами имеет рыночную экономику, социальные классы, различные корпорации и институты, построенные на взаимодействии частных интересов. И все это должно обеспечивать общественную жизнедеятельность и устойчивость, проявляться в реализации гражданского права, которое является регулятором взаимодействия всей совокупности элементов, объектов и субъектов гражданского общества.
В отличие от семьи, где составляющие ее члены в этико-моральном и правовом отношении представляют собой единое, сущностное целое, в гражданском обществе все его составляющие находятся в состоянии постоянного конфликта между собой, обусловленного столкновениями несовместимых частных интересов. Развиваясь, одни элементы гражданского общества подавляют другие, что приводит к их
28
неустойчивости. Только государство вносит упорядоченность в это хаотическое взаимодействие, управление посредством конституционной публичной власти может свести частные интересы в универсальное политическое сообщество. В этом проявляется «божественное предназначение» государства, а отношения гражданского общества и государства определяются политической рациональностью, универсальные государственные прерогативы преодолевают недостатки гражданского общества.
Гражданское общество нельзя отождествлять с государством, так как «интерес единичных людей как таковых» не может быть признан сам по себе окончательной целью объединения в сообщество для обеспечения личной свободы и защиты собственности, такой подход может привести к произвольному желанию быть или не быть членом государства. Государство же само есть объективный дух, а «индивид обладает лишь постольку объективностью, истиной и нравственностью, поскольку он есть член государства».13 Поэтому государство, являясь внешней потребностью обеспечения частного права, свобод и блага, существования семьи и целостного гражданского общества, одновременно выступает для них и внутренней целью развития, сущностным завершением в идеях нравственного начала, божественности и боговдохновленности всего процесса развития: «государство само по себе есть нравственное целое, осуществление свободы, осуществление же свободы есть абсолютная цель разума. Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно».14
Таким образом, диалектика взаимоотношений государства и гражданского общества, по Гегелю, заключается в том, что гражданское общество создает потребность и обеспечивает условия для проявления институциональных регулирующих функций суверенного государства,
13 Гегель Г. Философия права. М., 1990, с. 279.
14 См. там же, с.283-284.
- Київ+380960830922