Ви є тут

Архитектура зданий римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей в Сибири и на Дальнем Востоке, 1792-1917 гг.

Автор: 
Ющук Лариса Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
269721
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Римско-католическая и етшгедичожо-лютеранская конфессии, строительство
конфессиональных сооружении в Российской империи. .......................................................7
1.1 Римско-католическая и евангелическо-лютеранская конфессии в Российской империи...............................7
1.2 Строительство зданий церквей римско-католической и евангелическо-лютеранской конфессий в Российской империи.....................................................................................14
Глава 2. Типология и стилистика римско-католических и евангелическо-лютеранских
церквей в Сибири и на Дальнем Востоке (1792-19171тЛ ....................................................21
2.1. Ранний период (1792-1857 гт.)..............................................................................22
2.1.1. Расположение зданий церквей римско-католической и 2.1.4. Интерьеры неправославных христианских церквей
еваигеличесго-лютеранской конфессий в городской в раннем периоде (1792-1857 гг.)................36
застройке в раннем периоде (1792-1857 гг.) 23 2.1.5. Конструкции и материалы неправославных христиан-
2.1.2. Стилистика построенных зданий римско-католичес- ских церквей в раннем периоде (1792-1857 гг.). .. .39
к их и евангелическо-лютеранских церквей в раннем 2.1.6. Детали неправославных христианских I (ерквей в
периоде (1792-1857 гг.)....................28 раннем периоде (1792-1857 гг.)..................41
2.1.3. Планировочное и объемно-пространственное решения 2.1.7. Архитекторы.................................42
неправославных христианских церквей в раннем периоде (1792-1857 гг.)......................33
2.2. Неоготический период (1858-18% гг.)........................................................................43
2.2.1. Расположение зданий церквей римско-католической и 2.2.4. Интерьеры неправославных христианских церквей в
евангелическо-лютеранской конфессий в городской неоготическом периоде(1858-1896 гг.)............61
застройке в неоготическом периоде (1858-18% гг.). 44 2.2.5. Конструкции и материалы зданий римско-католичес-
2 2.2. Стилистика построенных зданий римско-католичес- ких и евангелическо-лютеранских церквей в неоготи-
кюч и евангелическо-лютеранских церквей в неоготи- ческам периоде (1858-1896 гг.)..................64
чсском периоде (1858-1896 гт.). ...........52 2.2.6. Детали здании римско-католических и евангслическо-
2.2.3. Планировочное и объемно-пространственное решения лютеранских церквей в неоготическом периоде (1858-
неправославных христианских церквей в неоготичес- 1896 гг.).......................................67
ком периоде (1858-1896 гг.)................58 2.2.7. Архитекторы.................................68
2.3 Новый период (1900-1917 гг.). ..............................................................................69
2.3.1 Расположение зданий церквей римско-католической и 2.3.4. Интерьеры неправославных христианских церквей в
евангелическо-лютеранской конфессий в городской новом периоде (1900-1917 гг.)...................88
застройке в новом периоде (1900-1917 гг.) 70 2.3.5. Конструкции и материалы зданий римско-католичес-
2.3.2. Стилистика построенных зданий римско-католичес- ких и евангелическо-лютеранских церквей в новом
ких и евангелическо-лютеранских церквей в новом периоде (19С0-1917 гг.).........................91
периоде (1900-1917 гг.)....................76 2.3.6. Детали зданий римско-католических и еват детическо-
2.3.3. Планировочное и объемно-пространственное решения лютеранских церквей в новом периоде (1900-1917 гг.).
неправославны х христианских церквей в новом пе- 94
риоде (1900-1917 гг.)......................84 2.3.7. Архитекторы.................................97
Глава 3. Комплексный анализ и характспилика сибирскою и лальнскосгочною занадно-христанскою
храмооронгельсгва в общем наследии российскою церковного зодчества (70-е гт. ХУШ - нач. XX вв.). ..103
3.1. Период (70-е гг. XVIII - 1-я пол. XIX вв.). ..............................................................104
3.1.1. Планировочное и обьехою-пролранстгеннсе решения 3.1.2. Стилистика построенных зданий римско-
нсправославных христианских церквей (70-е гг. ХУШ католических и евангелическо-лютеранских церквей
- 1-я пол. XIX вв.).......................-107 (70-е гг. XVIII - 1-я пол. XIX вв.)........111
3.2. Период (2-я пол. XIX вв.).................................................................................115
3.2.1. Планировочное и объемно-пространственное 3.2.2. Стилистика построенных зданий римско-
решения неправославных христианских церквей католических и евангелическо-лютеранских
(2-я пол. XIX вв.)...........................117 церквей (2-я пол. XIX вв.).....................122
3.3. Период (нач. XX вв.)......................................................................................128
3.3.1. Планировочное и объемно-пространственное 3.3.2. Стилистика построенных зданий римско-
решения неправославных христианских церквей католических и евангелическо-лютеранских
(нач. XX вв.)................................130 церквей (нач. XX вв.)..........................136
Заключение...................................................................................................146
Библиографические ссылки.................................................................................................................................................................149
Библиографический список используемой литерату ры ...............................................................155
Приложении...................................................................................................165
Иллюстративный материал.
3
ВВЕДЕНИЕ.
введение
Актуальность исследования. Архитектура зданий римско-католических и евалгелическо-лютеранских церквей сибирского и дальневосточного региона в культурно-историческом наследии многонационального и многоконфессионального российского государства представляет собой одну из малоизученных областей церковного зодчества страны. Европейские традиции храмостроитсльства оказали непосредственное влияние на становление и развитое российского неправославного церковного зодчества. Сохранившиеся памятники западно-христианской конфессиональной архитектуры демонстрируют яркое проявление национально-религиозных традиций западноевропейской культуры поселенцев и ссыльных (немцев, поляков, литовцев, латышей, шведов и пр.). Здания римско-католических и евангелическо-лютеранских церквей являлись неотъемлемой частью архитектурного облика городской застройки и привносили элемент историчности городской среды, столь необходимый для сибирских городов, начавших динамично развиваться с середины XIX века. Поэтому' проведение комплексного анализа архитектуры зданий западно-христианских церквей становится одной из насущных задач историко-архитектурного исследования. С целью воссоздания целостной картины конфессионального строительства в сибирском и дальневосточном регионах Российской империи было осуществлено настоящее исследование.
В контексте релитоозного возрождения в Российской федерации (законы «О свободе вероисповедания» от 25.10.90; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.97 и пр.) встает вопрос современной научной и практической заинтересованности религиозных организаций в изучении наследия западно-христианского зодчества, с целью выявления исторических фактов существования этническо-конфессиональных групп на территории Сибири и Дальнего Востока
Исследование обт>сктов римско-католического и евангелическо-лютеранского храмостроительст-ва представляет научно-практическую ценность в процессе современной практики реконструкции и строительства новых церковных зданий. Сохранение исторических памятников, изучение национальных архитектурно-художественных традиций, необходимых возродившимся в 1990-х годах религиозным организациям - Римско-католической и Евангелическо-лютеранской Церквям России, становится первостепенной задачей в деле восстановления преемственности современной церковной архитектуры и наследия прошлого.
Состояние вопроса.
Тема исследования требует глубокого и всестороннего изучения. В работах сибирских архитекторов, историков и искусствоведов ранее не проводилось комплексного анализа наследия западнохристианского зодчества сибирского и дальневосточного регионов. Касающиеся данной темы современные исследования имеют краеведческую и историко-статистическую направленность, что находит отражение в работах П.П. Вибе, Ю.И. Гринберга, Б.А. Жученко, С.П. Заварихина, В.В. Кириллова, В.И. Кочеда-
26
глава 2
тивными, торговыми зданиями, такими как: Богоявленская церковь, биржевой корпус (1846-1854 гг.), гостиный двор, магистрат (1802-1812 гг.) и др. Административно-управленческий центр Томска смещается на юго-запад в район Юрточной горы в связи с официальным утверждением Томска губернским городом в 1804 год>'. По составленному архитектором В.В. Гесте регулярному план)' города (1830 г.) на новой Соборной площади предполагалось разместить здания присутственных мест, полицию, казармы, также дома военного и гражданского губернаторов, (рис.2.4) 1 орэд активно застраивается новыми типовыми каменными общественными и жилыми зданиями наряду с уже построенными доминирующими в застройке православными церквями. По проектам «апробированных» типовых фасадов, собранных в специальных альбомах и составленных архитектором В.П. Стасовым, строились жилые дома [36, С.36-46]. Не случайным был выбор места и стиля для постройки третьего неправославного христианского храма - римско-католической приходской церкви Покрова Прссвягой Девы Марии (1833 г.) [37, С.991 - это южный участок Воскресенской горы, с которого открывался вид на город, реку Томь, пристань пароходов. Римско-католическая церковь была построена на том месте, где ранее находилась деревянная православная церковь во имя Живоначальной Троицы (1604 г.). (рис.2.1.15) Несмотря на свои незначительные размеры, здание храма хорошо просматривалось с реки и Торговой площади, однако, не являлась высотной доминантой в панораме Воскресенской горы. Значимый стройный силуэт Воскресенской церкви (1789-1807 гг.), воспринимался с любой точки обзора, особенно с левого берега реки Томь и при подходе к городу с севера. Двухуровневая с колокольней, завершенной высоким шпилем церковь доминировала в историческом центре Томска. Появление иноверческого храма в столь значимом для города месте связано со значительным притоком ссыльных после польских волнений тридцатых тодов XIX века.
С 1708 года Тобольск являлся центром самой обширной Сибирской губернии, простирающийся от Камы до берегов Тихого океана. Здесь была сконцентрирована вся политическая и духовная власть Сибири (западный форпост христианизации) [28, С.45]. Конец XVIII в. ознаменовался для Тобольска важными административными ре<[юрмами: в 1782 г. здесь учреждается наместничество с подчинением ему городов Западной Сибири. По поручению «Комиссии о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы» (1768 г.) губернский архитектор А. Гучеев разработал новый генеральный план (1784 г.) с четкой сеткой улиц рядовой застройки, формированием торгового центра, реконструкцией исторического центра, Тобольского кремля. Ныли разработаны им же специальные планы на застройку участков и проекты жилых домов. «При перестройке города намечено было сохранить все его характерные силуэтные сооружения - собор, монасгыри и церкви; были эффектно обыграны все видовые точки и выявлен зрелищный характер его панорамы». В результате реконструкции, осуществляющейся до конца тридцатых годов XIX в., Тобольск приобрел новый облик. После упразднения в 1799 г. Тобольского наместничества и перевода в 1824 г. админнстративного центра в Омск город утрачивает свое былое значение. Предпринятое после пожара 1839 г. восстановление его по новому генеральном)' план)' (1839 г.) архитектора Вейгсля не вернуло
27
глава 2
ему былого величия [28, С. 140-147]. Городская структура исторического и торгового центра, сложившаяся к середине XIX в., показательна: Торговая площадь располагалась на берау Ирт ыша и Курдюмки с характерными сооружениями: новым гостиным двором, магистратом, церковью Захария и Елизаветы, различными торговыми рядами. Тобольский кремль с вертикалями Софийского собора, колокольни, значительными объемами Архиерейского дома, здания Присутственных мест возвышатся над нижним городом с одно- и двухэтажной застройкой. На небольшом центральном участке, заключенном между Никольским, Софийским взвозами и рекой Курдюмкой, находились каменные Богоявленская церковь (1744 г.), старая гимназия (1824 г.) и деревянная римско-католическая приходская церковь Промысла Божьего (1847 г.). (рис.2.3) Известно, что последняя располагалась на Богоявленской улице в начале Никольского взвоза. Данное расположение храма было не случайным: недалеко от этого места, как было отмечено выше, у Панина бугра, жили ссыльные поляки и немцы, составляющие основной контингент прихода. Римско-католический приход в Тобольске возник в 1847 году. Тогда же началось строительство деревянного храма. Какую роль играло здание церкви в застройке этого участка, выделялось ли оно типологически или нет, сложно сказать ввиду отсутствия изображения и проекта. Но можно предположить, что храм не являлся высотной доминантой в нижнем городе ввиду отсутствия башни звона (стали появляться в шестидесятые года XIX в.) и небольших размеров. Расположенная под Алафейской горой, одноэтажная церковь «вписывалась» в рядовую одно- и двухэтажную деревянную застройку близлежащих кварталов. Сооруженная из «доброхотных жертв», а после разорительного пожара 1839 г. тобольские обыватели были уже не в состоянии вести каменное строительство в городе, церковь, «снаружи тссом, обитая и покрашенная», типологически не выделялось в застройке нижнего города.
К концу XVIII века военно-стратегическая функция Красноярска окончательно уступает место функции экономического центра. В городе, стоящем на Московском тракте, развиваются торговля и ремесла, в связи с открытием местных залежей металлосодержащих руд возникают казенные и частные ме-таллургические заводы [38, С.191-192]. Основой фадостроительного развития Красноярска в этот.период служит регулярный план (1773 г.) геодезиста Г1. Моисеева, в котором уделялось внимание формированию общегородского центра в районе стрелки Енисея, а также выявлению основного направления роста города с востока на запад, в связи с этим, акцентировалось значение широтных улиц, как главных магистралей. (рис.2.8) Архитектурный облик центра Красноярска в конце XVIII в. формируют наиболее значимые городские постройки: новое здание соборной церкви во имя Воскресения Христова, воздвишутос на территории бывшей крепости, и фупиирующисся вокруг него здания ратуши, духовного правления, торговых рядов. С утверждением Красноярска губернским городом в 1822 г. по новому регулярному плану (1828 г.) архитектора В.И. Гесте общегородской центр перемещался к западу по оси главной улицы - Воскресенской, где образовалась главная городская площадь. По ее периметру предполагалось поместить комплекс зданий административного и торгово-хозяйственного назначения, таких как: здание присутственных мест,