Ви є тут

Стратегии социального воспроизводства нового обеспеченного класса России : Западное образование детей

Автор: 
Зеликова Юлия Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270094
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание«
Содержание............................................................ 2
Введение................................................................3
Глава 1. Методологические подходы к исследованию
формирования и воспроизводства нового обеспеченного класса России 20
Ы.Выделение критерия формирования нового
социального слоя и определение его внешних границ....................20
1.2.Схема социального воспроизводства Бурдье и
её основные понятия..................................................24
1.3.Роль западного образования в формировании второго поколения нового обеспеченног класса России:
методолог ические предпосылки исследования...........................36
Глава 2. Методы исследования и сбора эмпирического материала...........40
2.1. Исследование первого поколения нового обеспеченного класса 40
2.2. Исследование влияния западного образования на
второе поколение нового обеспеченного класса.........................47
Глава 3. Стиль жизни и образовательные стратегии
нового обеспеченного класса России.....................................52
3.1. Формирование стиля жизни нового обеспеченного
класса России. Конструирование престижного потребления...............52
3.2. Образовательные стратегии нового обеспеченною класса России.... 61 Глава 4. Западное образование и социальное воспроизводство
нового обеспеченного класса России: результаты исследования............82
4.1. Краткое сравнительное описание
системы образования Великобритании, США и Франции....................83
4.2. Влияние западного образования на изменение идентичности второго поколения нового
обеспеченного класса России..........................................91
Заключение............................................................116
Приложение .......................................................... 121
Литература............................................................125
3
Введение
Актуальность темы
Процесс трансформации российского общества сопровождается изменением всех сфер общественной жизни, в том числе, изменением социальной структуры общества. Социальное расслоение, не свойственное обществу советского типа, и формирование слоя обеспеченных людей, которые не скрывают, а наоборот, демонстрируют свое материальное благополучие, является одной из особенносгей социальной жизни в современной России.
Новый социальный слой, состоящий из обеспеченных людей, которые сделали свое состояние в условиях экономических реформ, является предметом пристального журналистского и научного интереса. Об этом свидетельствует большое число статей во всех публицистических, социологических и экономических журналах за последние годы. Этот новый социальный слой вызывает интерес у социологов, журналистов и экономистов не только по тому, что представляет собой новое социальное явление, но и в связи с тем, что среди экономической и политической элиты общества все чаще стали появляться представители именно этой социальной группы. А от того, кто играет или будет играть в обществе роль элиты, во многом зависит дальнейшее развитие страны. Кроме того, формирование в обществе социальных групп, которые являются прообразами западного среднего класса, оценивается как успех экономических реформ, а отсутствие таких социальных групп - как их провал.
Несмотря на большое число исследований "новые богатые" по-прежнему остаются своеобразной «терра инкогнита», являясь одним из наиболее противоречивых социальных феноменов в современной России. С одной стороны, их обвиняют в криминальном прошлом, а так же в не менее криминальном настоящем, плохом образовании и низком уровне культуры. С другой стороны, с ними связывают
12
Более того, в интервью на вопрос "кто такие новые русские?" я часто получала ответ, который содержал негативное отношение к этому социальному слою, несмотря на то, что исходил от людей, явно к нему относящихся. Приведу только один пример:
"Новый русский - это новый богатый человек, с низкой культурой и сильно развитым хватальным рефлексом".
Таким образом, термин «новые русские» является настолько перегруженным, противоречивым и негативным, что им невозможно пользоваться в научных целях, по крайней мере, в целях данного исследования.
В российских социологических исследованиях людей, принадлежащих к новому обеспеченному слою, часто называют просто предпринимателями. При этом термину "предприниматель" дают совершенно разные определения. В одном случае, так называют людей, которые "самостоятельно оперируют собственностью в сфере производства, обмена, обращения" (Богданова М., 1995: 193). В другом - под термином "предприниматель" понимают "деловою, находчивого, творчески мыслящего человека, действующего в хозяйственной сфере" (Смольков В.Г., 1994:15). В третьем варианте, к предпринимателям относят не только владельцев собственных предприятий, но и высокооплачиваемых наемных работников, как российских, так и западных фирм, менеджеров, управляющих банками и т.д., имея в виду всех людей, связанных с бизнесом и имеющих достаточно высокий доход (Перепелкин О., 1995; Кочубей В.И.,1999).
Совершенно очевидно, что во всех приведенных примерах по сформулированным определениям можно составить разные группы людей, которые пересекаются друг с другом, но не совпадают.
В современной экономической социологии большой популярностью пользуется концепция предпринимательства Й. Шумпетера (Радаев В., 1997:98).
13
Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет только о функции, осуществляемой периодически разными субъектами, которая состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации. При этом предприниматель не обязательно изобретает эти инновации. Он осуществляет их практически, часто имитируя чужой хозяйственный опыт (там же). Обобщая концепцию Шумпетера, экономисты сформулировали три основных элемента, которые конституируют предпринимательскую деятельность: организационное действие, инициирование изменений и денежный доход как цель и критерий успеха (Радаев В., 1997:99).
В рамках данного исследования невозможно пользоваться ни одним из перечисленных выше определений предпринимателей, так как эти определения не адекватно описывают социальный слой обеспеченных людей в современной России. Во-первых, в определениях отсутствуют критерии формирования социальной группы, во-вторых, если следовать этим подходам, то из интересующей нас социальной группы придется исключить высокооплачиваемых наемных работников и тех, кого принято называть «чистыми спекулянтами», а в-третьих, далеко не все предприниматели имеют высокий материальный доход.
Т.И. Заславская предложила ввести понятие бизнес-слой, которое объединяет всех, кто хоть как-то связан с бизнесом. Этот слой охватывает "всю совокупность субъектов производственной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целыо получения прибыли" (Заславская Т.И, 1995: 4).
Из данного определения видно, что, с одной стороны, понятие бизнес-слой гораздо шире, чем слой обеспеченных людей, а с другой стороны, в него не попадают люди, чье материальное благополучие не связано с работой в сфере бизнеса. Это