Ви є тут

Социально-профессиональная адаптация банковских служащих : На примере региональных коммерческих банков

Автор: 
Юрасов Игорь Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271433
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введспие
2
Оглавление
3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социально-профессиональной адаптации в региональном коммерческом банке .. 12
1.1. Понятие социально-профессиональной адаптации.............. 12
1.2. Особенности социатьно-профессиональной адаптации в региональном коммерческом банке...................................... 36
1.3. Зарубежный опыт организации социально-профессиональной адаптации в коммерческих банках................................. 49
Глава 2. Механизмы социально-профессиональной адаптации в региональных коммерческих банках................................ 63
2.1 Социально-профессиональная адаптация в кадровой политике банка........................................................... 63
2.2 Структура, технологии социально-профессиональной адаптации вновь принятых банковских сотрудников........................... 87
2.3 Социально-профессиональная адаптация банковских служащих в условиях перемен.......................................... 112
Заключение.....................................................
140
Используемая литература........................................
147
Приложения ...................................................
157
3
Введение
Актуальность исследования социально-профессиональной адаптации банковских служащих определяется особенностями перехода Российского общества к рыночной экономике, значительными изменениями в социальных структурах, возникновением нового социального института- коммерческого банка, практической необходимостью выделения основных факторов и критериев успешности адаптации в такой сложной с социологической точки зрения профессиональной страте как банковские служащие.
В настоящее время все большее значение для развития рыночных отношений приобретает кредитно-финансовая сфера, в которой
значительное место занимают региональные коммерческие банки.
Банки - это не только экономические, но и социальные институты, осуществляющие аккумуляцию денежных средств вкладчиков,
юридических лиц, и вкладывающие эти денежные средства в социально-экономическое развитие регионов.
Повышение роли банков в условиях развития рыночных отношений привело к увеличению объема их работы, к повышению требований к их сотрудникам. Банковские служащие составляют достаточно
многочисленную группу населения регионов России, значительную часть среднего класса, который служит опорой экономических преобразований в стране в целом. В связи с этим нельзя не переоценить проблемы повышения эффективности работы персонала банков, пополнения коллективов региональных банков за счет новых сотрудников, адаптации банковского персонала к изменениям внешней среды и внутренней организации. Невнимание к этим вопросам может привести к снижению
17
В настоящей диссертации делается попытка представить адаптацию в трудовом коллективе как социально-профессиональную адаптацию.
В современной социологической науке проблема социально-профессиональной адаптации еще сравнительно молода. Сложность ее заключается в том, что она лежит на стыке многих наук социологии, психологии, педагогики, экономике. Социально-профессиональная адаптация трактуется в экономике в русле теорий «Общего менеджмента» «Управления персоналом». Адаптация в экономике, менеджменте -активный процесс, протекающий, главным образом, в процессе первичного обучения сотрудника на рабочем месте. Технологии адаптации зависят от стратегии развития учреждения. Перспективный план развития предприятия определяет общую стратегию организации и особенности адаптации в ней. Следует различать три направления в профессиональной адаптации:
- адаптация к технологии операций;
- адаптация к способу освоения информационного пространства и потока;
- адаптация к маркетинговой и торговой политике организации. /20, с.152/.
Социально-профессиональная адаптация рассматривается в теории управления персоналом пропедевтически, т.е. рекомендуется ужесточить отбор и принимать на работу уже потенциально легко адаптируемых сотрудников. С этой целью рекомендуется использовать
психодиагностические тесты, по результатам которых производить предварительный «отсев», допуская к интервьюированию людей более или менее соответствующих профессиональной психограмме /24, с.89/.
В менеджменте социально-профессиональная адаптация трактуется как обучение поведению в организации. Научение может проходить как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Окончательное
18
обучение поведенческой стратегии в организации является критерием социально-профессиональной адаптации, который определяется путем эмпирического наблюдения. В процессе адаптации человек корректирует свое изначальное поведение /Виханский, Наумов, Чижов, Алавердов/. Корректировка поведения включает в себя следующие процессы:
- изучение своей роли (что надо делать на рабочем месте, какая работа, какой вид деятельности наиболее приоритетнее, какие дела можно делать во вторую очередь);
- научение выполнению формальных процедур в организации (к кому, как обращаться, кто принимает решения, кто наиболее влиятелен при принятии решения);
- научение правильному пониманию своего места в организации и места организации во внешней среде;
- научение решению поставленных задач. /24, 90/.
Различаются четыре типа адаптации сотрудника /адаптация
понимается как степень принятия ценностей и норм повеления в организации/:
- сотрудник полностью принимает ценности и нормы;
- не принимает ценности, но следует нормам /тип «приспособленца»/;
- принимает ценности, но не нормы;
- сотрудник не принимает ни ценностей, ни норм.
Такое разграничение не представляется корректным, т.к. адаптируемым можно назвать только первый тип поведения, и с большой натяжкой третий.
Таким образом, в экономической науке адаптация характеризуется, главным образом, как научение поведению в организации.