2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ .................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ТОРГОЗЛИ КАК СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ .................................................. 12
1.1. Социальный феномен торговли, ее коммуникативные и инкозативные функции в историческом генезисе .................................. 13
1.2. Связь процессов урбанизации и развития торговли. Изменение функций торговли в городском общестзе ................................. 31
1.3. Торговля как механизм социокультурной трансляции в индустриальном и постиндустриальном обществе ................................ 49
ГЛАВА II. СТРУКТУРНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ТОРГОВЛИ ___________ 70
2.1. Развитие потребительских вкусов и маркетинговые стратегии современной торговли 71
2.2. Изменение структуры, функций и ценностной философии торговли в конце XX - начале XXI вв......................................... 93
2.3. Торговля как особая сфера социокультурной коммуникации современного человека . 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................ 132
ЛИТЕРАТУРА
136
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Тема диссертационного исследования представляется актуальной, по меньшей мере, в двух аспектах. Во-первых, в советском обществе торговля всегда рассматривалась как второстепенная отрасль по сравнению с отраслями материального производства, а ее работники соответственно занимали доминируемые позиции з социальном пространстве и зачастую становились объектами дискриминации и прямых репрессий. Ошибочная трактовка торговли и всей сферы услуг как менее важного сектора хозяйства, существующего за счет отраслей сферы материального производства, не изжита и поныне и продолжает тормозить переход России к постиндустриальному этапу.
Во-вторых, даже при должной оценке значимости торговли в развитии общества азторы соответствующих исследований акцентируют внимание на технологических и экономических аспектах торговой деятельности. Между тем значительно более адекватным представляется трактовка торговли как социокультурного процесса, з ходе которого формируется социальная реальность, пусть даже в относительно ограниченной сфере потребления.
Торговля возникла на заре существования человеческого общества и внесла важнейший вклад в становление его современного состояния. Потребностями торговли обусловлены такие имеющие общечеловеческое значение инновации, как распространение денег, совершенствование систем счисления и инструментов расчетов, развитие транспортной инфраструкту-
13
функции торговли з индустриальном и постиндустриальном обществах, где торговля выполняет роль одного из системообразующих механизмов социокультурной трансляции. В настоящее время торговля как часть сферы услуг занимает одно из ведущих мест в наиболее интенсивно развивающемся секторе хозяйства, поставляющем культурные образцы для всего общества .
1.1. Социальный феномен торговли, ее коммуникативные и инновативные функции в историческом генезисе
В древнем мире торговля была, прежде всего, средством межплеменной коммуникации: основные потребности внутри
племени удовлетворялись за счет натурального хозяйства. Впоследствии возникла торговая специализация отдельных слоев населения, имеющая выраженную социокультурную обусловленность .
Так, классические образцы кастозой торговли поставляет Индия, где монополизация торговли специальными кастами носила ритуальный характер. Каста «банья» занималась торговлей на замкнутой этнической основе, не чураясь при этом плутовства. Иначе действовала каста «джайна», членам которой запрещалось убивать каких бы то ни было живых существ, особенно слабых. Поэтому «джайны» не могли быть ни воинами, ни ремесленниками, ни пахарями: все, что им оставалось - это торговля на базаре, причем «их честность пользовалась такой же известностью, как плутовство представителей
14
касты банья»1.
Истории известен даже иелый народ, на протяжении долгого времени имевший торговую специализацию - это евреи диаспоры. Первоначально евреи ничем не отличались от других народов древности, имея в своем составе и земледельцев, и скотоводоз, и воинов, и ремесленников. Однако в результате изгнания и под влиянием религиозных ритуалов они превратились в народ странствующих торговцез, а затем -горожан-париез. По словам М.Вебера, «главным образом ритуальные основания толкнули евреев к торговле, в частности, к торговле денежной, которая и явилась для них, таким образом, ритуально замкнутым племенным или народным делом»2.
Пытаясь обобщить эти факты, В.Зомбарт утверждал, что религия иудаизма создала достаточные основания для развития не только торговой деятельности, но и вообще капитализма. По мнению Зомбарта, религия Талмуда, в отличие от всех прочих, не выдвигала бедность как идеал, создазая тем самым условия для свободы торговли. Кроме того, иудаизм не запрещал ростовщичество (за исключением взимания процентов со своих единозерцев), что позволило евреям занять ключевые позиции в банковском деле3. 3 то же время, М.Вебер не признавал еврейского лидерства в становлении промышленного капитализма, отдавая здесь ведущую роль национальной бур-
1 Вебер М. История хозяйства. М., 2001. С.187.
2 Вебер М. История хозяйства. С.188.
3 Зомбарт В. Буржуа. Этюды по духозной истории современного экономического человека. М., 1994.
- Київ+380960830922