Ви є тут

Молодежь в социальном пространстве современного российского общества : На примере Республики Северная Осетия-Алания

Автор: 
Байцаев Тимур Таймуразович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274323
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 13 стр.
1.1. Молодежь как особая социальная группа в социальном пространстве общества 13 стр.
1.2. Генезис «социального пространства» как научной категории 24 стр.
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ 50 стр.
2.1. Формирование ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся социальном пространстве России 50 стр.
2.2. Основные социокультурные позиции молодежи в социальном пространстве современного российского общества 75 стр.
2.3. Молодежная политика в Республике Северная Осетия-Алания: правовые гарантии и основные направления 113 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 144 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ
160 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Переход России к принципиально новому социально-экономическому укладу жизни с неизбежностью влечет за собой глубокие изменения социальной структуры и всего социального пространства общества. В этой связи важную роль играет исследование характера и природы стратификационных процессов, которые происходят в социальной структуре общества. Материалы социологических исследований свидетельствуют не только о динамичности процессов, связанных с объективными изменениями в социальном составе населения, его политической трансформации, но и о значительных изменениях, связанных с возникновением новых форм социальной дифференциации, тенденциями и направленностью социальной мобильности. Образуется сложная классовая структура общества, характеризующаяся изменчивостью социальных процессов: развитием множественности форм собственности, существенными изменениями в сфере властных отношений, распределения, организации производства; уровнем и качеством жизни разных категорий населения. Все это, с одной стороны, формирует интенсивные социальные потоки внутри структуры как между социальными слоями, так и вертикальную мобильность, с другой
- ставит перед личностью и целыми социальными общностями серьезные преграды для осуществления этих переходов.
По отношению к одной из важнейших социально значимых групп общества
- молодежи социальная мобильность носит ограниченный, открыто избирательный характер.
Между тем молодежь представлена сегодня почти во всех социальных слоях и группах современного общества, будучи его важнейшим структурным элементом. Она носит на себе негативный отпечаток имущественной дифференциации, нереализованных экономических возможностей и активности, что усиливает противоречия между объективными условиями статусной иерархии, принадлеж-
18
- социально-исторические (см. работы В.Г. Попова, И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина);
- социологические (см. работы В.Т. Лисовского, В.Н. Чупрова);
- духовно-культурологические (см. работы О.Н. Козловой, Э.Ф. Тагирова);
- социально-психологические (см. работы П.М. Якобсона, И.С. Кона);
- культурологические (см. работы В.А. Бобахо, С.И. Левиковой, С.Е. Бараз-говой).
Подобная многоаспектность позволяет более полно отразить сущность молодежи, раскрыть внутреннюю основу ее существования и определяющие черты ее развития.
В начале 90 - х гг. XX в. наметилась тенденция к поиску интегральных характеристик молодежи, формирования целостного представления о молодежи, в которых авторы стремятся рассмотреть молодежь многомерно, многофакторно (см. работы В.Г. Попова, В.Т. Лисовского, В.Н. Чупрова, А.И. Ковалевой). Так, в рамках интегративного подхода В.Г. Попов предлагает генерационно-культурологическое понимание сущности молодежи, предполагающее рассмотрение молодежи как группы, находящейся на особой стадии социокультурной эволюции поколений. Автор выделяет поколенческий признак в качестве основного свойства возрастных проявлений. С точки зрения генерационно-культурологического подхода молодежь - это общность людей «нового», «младшего поколения» людей, включенного в разные поколенческие когорты в структуре социальнодемографических, образовательных и других социальных групр, существующих в исторически конкретном обществе, члены которых завершают этап первичной и переходят ко вторичной социализации. Специфика молодежи заключается в накоплении социокультурного опыта в процессе социализации и социальной адаптации в условиях самостоятельной жизнедеятельности. В фазе молодости завершается индивидуализация личности, оформление ее жизненных установок, благодаря чему происходит утверждение в сознании и поведении устойчивых ценностных ориентаций, прежде всего социокультурных.
Таким образом, теории, ориентированные на молодежь как объект социологического анализа, к концу XX в. образовали широкий комплекс идей и направлений, который при всем различии подходов объединен ориентацией на особую социальность молодежи, характеристику ее как субъекта и объекта социокультурных преобразований в современном российском обществе.
Основные проблемы современной молодежи было бы методологически неверно определять по принципу «в общем, в целом», указывая лишь ее общее качество и характеристики, хотя в советском обществознании преобладала трактовка молодежи как монолитного целого. Сегодня очевидно, что и в обществе, и в молодежной среде преобладают процессы дифференциации.
По справедливому мнению исследователя Мицкевича A.B., «... у России нет сегодня единой монолитной спаянной молодежи, как в былые пионерско-комсомольские времена. Совокупному портрету нынешней молодежи, - считает он, - присущи такие неоднозначные черты, как глубокий раскол, сильная дифференциация, обширная маргинализация, метастазы, беспокойство. При этом сочетание черт, унаследованных ею у традиционализма и консерватизма с поверхностным приобщением к технологиям модернизма и лозунгам реформизма, гремучая смесь коллективизма и индивидуализма, делают ее взгляды, позиции, ценностные ориентации противоречивыми».1
В кризисном обществе социализация молодежи происходит с отклонениями, которые расширенно воспроизводятся. Вследствие быстрых темпов социальных изменений условия социализации когорт сильно отличаются друг от друга, что, естественно, ведет к мировоззренческим различиям в разных возрастных группах. По определенным параметрам прослеживается мировоззренческий разрыв между относительно близкими по возрасту группами молодых людей. Поэтому, обращаясь к изучению ценностных ориентаций молодого поколения, исследователи, как правило, разделяют молодежь на несколько возрастных когорт.
1 Мицкевич A.B. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве - М., 1996.