СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ
"НОВЫЕ РУССКИЕ"...........................•................18
1.1. Основные позиции рассмотрения феномена "новые русские"...18
1.2. Основные направления теоретического и эмпирического исследования предпринимательства.........................34
1.3. Новый ракурс маргинальности..............................67
1.4. Выводы к главе...........................................96
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(на примере г. Иванова)...................................101
2.1. Свойства социальной группы предпринимателей
на современном этапе развития общества..................101
2.1.1. Социально-демографическая характеристика предпринимателей . .101
2.1.2. Классификация и особенности типов предпринимателей....109
2.2. "Новые русские" в общественном мнении...................130
2.2.1. Социально-демографическая характеристика населения....130
2.2.2. Новый общественный взгляд на "новых русских"..........131
2.3. Выводы к главе..........................................153
ВЫВОДЫ.......................................................158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................163
ЛИТЕРАТУРА...................................................166
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................176
• 4
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Период, в котором находится сегодня российское общество, характеризуется как переходный и кризисный. Реформы, проводимые с начала 90-х годов, радикальным образом меняют социальную структуру, которая отличается крайней неустойчивостью как на уровне процессов, происходящих в социальных группах и между ними, так и на уровне осознания личностью своего места в системе общественной иерархии. Идет активное размывание традиционных групп населения, становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации. Социальные трансформации в структуре социума привели к появлению новых групп населения, вызывающих неоднозначные и порой противоречивые суждения, в частности, такой считается группа предпринимателей. Доминирование определенных типов предпринимателей, представляющих гетерогенную социальную группу (представители малого и среднего бизнеса, частично и крупного предпринимательства, и представители криминалитета, выдвинувшиеся на волне социально-экономических реформ), в значительной мере оказывает влияние на социально-экономическую политику региона и страны в целом.
Ориентация российского общества на рыночную экономику и связанные с этим процессы генерировали не только новые социальные группы, но и ряд специфических явлений. К последним, получившим самое широкое распространение, мы относим "новых русских". О содержании данного понятия с момента его возникновения и до настоящего времени ведутся споры, даются противоречивые оценки особенностей "новых русских". Социальный феномен, получивший данное название, достоин пристального анализа потому, что, во-первых, отсутствуют концептуальные подходы рассмотрения "новых русских" и, следовательно, необходимо выработать некоторую стройную по-
4. Глушкова Е.В., Путина В.Н. "Новые русские" - новая маргинальная группа в структуре современного российского общества // Проблемы регио-новедения: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. / K.M. Пирогов и др. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. С. 91-110.
5. Глушкова Е.В. Типология "новых русских" // Молодая наука в классическом университете: Тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 15-19 апреля 2002 г. Ч. 1. Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. С.5-6.
6. Глушкова Е.В. "Новые русские": мифы и реальность // Молодая наука в классическом университете: Тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 20-23 апреля 2004 г. Ч. V. Иваново: Ивановский государственный университет, 2004. С.6.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, изложенных на 185 страницах, содержит 19 таблиц, 6 диаграмм и 3 приложения. Список литературы включает 126 наименований, 14 из которых на иностранном языке.
ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН "НОВЫЕ РУССКИЕ"
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РАССМОТРЕНИЯ "НОВЫХ РУССКИХ"
Впервые воспользовался словосочетанием "новые русские" Хендрик Смит, чтобы простейшим образом отличать недавно появившихся героев (М. Горбачева, Е. Лигачева, Б. Ельцина, С. Станкевича, Т. Заславскую, Ю. Афанасьева и др. - прим. автора) от персонажей своего предыдущего бестселлера "Русские". Примененный журналистом термин, как видим, ничего общего с современным явлением "новые русские" первоначально не имел. Полисемия этого понятия выросла буквально на глазах. Без него не обходится ни одно СМИ, оно обосновалось в научных докладах, проникло в обыденную речь, в политические заявления и рэкетирский сленг.
Дискуссии относительно вопроса является данное словосочетание метафорой или научным понятием не пришли к единому мнению.
О том, что представляют собой "новые русские", с момента возникновения данного явления и до настоящего времени ведутся споры в самых различных областях (в публицистике, культурологии, социологии, философии). Несомненно, ведущая роль в генезисе и функционировании феномена "новые русские" принадлежит средствам массовой информации. В научной и, особенно, публицистической литературе предлагается широкий спектр противоречивых точек зрения на подобный общественный феномен, однако серьезных концептуальных разработок по данному вопросу нам найти не удалось. Эпизодически к проблематике "новых русских" обращались некоторые ученые, либо на эмпирическом уровне, либо на уровне субъективной эмоциональной оценки. Последнее встречается чаще.
Рассмотрим те авторские позиции, которые наиболее обстоятельно изложены в исследовательской литературе и публицистике за последние несколько лет и ярко отражают практически весь диапазон мнений. В процессе
- Київ+380960830922