Ви є тут

Социологический анализ трансформации массового экологического сознания : на материалах социологических исследований в г. Красноярске 2007-2009 гг.

Автор: 
Родичева Ирина Вячеславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295118
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к анализу массового
экологического сознания 18
1.1. Массовое сознание: подходы и определения 18
1.2. Экологические представления в массовом сознании 41
1.3. Структурный алгоритм трансформации массового экологического сознания по уровням социума 71
2. Проблемы и основные пути процесса трансформации массового
экологического сознания 84
2.1. Содержание массового экологического сознания населения
г. Красноярска 84
2.2. Типологический анализ экологических представлений (на примере населения г. Красноярска) 101
2.3. Динамика энвайроментальных представлений массового экологического сознания 123
Заключение 143
Список использованной литературы 151
Приложения 174
2
Введение
Актуальность исследования.
Одной из существенных особенностей современного общества является его возрастающая массовость, включение все большего количества населения в однотипные микро- и макросоциальные взаимодействия, что, в свою очередь, является причиной формирования сходных укладов, стилей жизни, типов сознания и моделей поведения. Учитывая данную характеристику, видится целесообразным изучение актуальных общественных явлений в сфере экологии сквозь призму феномена массового сознания.
Процесс трансформации массового экологического сознания заключается в изменении существующих в нем «устаревших» антропоцентрических представлений энвайроментальными. Научное сообщество вот уже не один десяток лет заявляет о необходимости экстренных мер в решении проблем взаимоотношений человека и природы. Суть поставленной задачи заключается именно в глубоком преобразовании отношения общества к окружающей его среде, в смене самого стержня экодеятельности человека. Однако до определенного времени ученые не обладали необходимыми ресурсами для того, чтобы быть услышанными большинством членов общества. Экологические сбои, кризисы и угрозы нарушения биосферного равновесия проявлялись уже давно, однако особенности, присущие исторически сложившемуся типу сознания, потребительское отношение человека к окружающей его среде не давали возможности обратить на себя, внимание: На протяжении' нескольких веков массовые экологические воззрения, населения носили прагматичный ' характер и исходили из постулата «человеческой' исключительности» и противопоставленности «человека» и «природы».
Постепенно, только столкнувшись с рядом проблем, общество пришло к осознанию губительности для нашей планеты
дуальном противопоставлении элиты массе. В качестве ее определения используется такое понятие, как «чернь». При этом осуществляющая правление аристократия («философы») в его идеальном государстве является элитой и в духовном смысле. Критерием соотнесения индивида с массой у Платона служит не столько принадлежность к той или иной социальной группе, сколько содержание сознания, оценивающееся в рамках дихотомии «разумные желания» - «ничтожные вожделения» [140, с. 203].
По мнению Г.Ю. Чернова [199, с. 25], начало специально-научного аналитического исследования феномена «массового сознания» совпало по времени со становлением социальной психологии как научной дисциплины в последней трети XIX века.
Рассмотрение данной темы характерно и для советской социальной философии. На основе диалектического метода в марксистско-ленинской традиции складывался подход, рассматривающий феномен «массовое сознание» исключительно ? через призму «общественного сознания». Родоначальники данного ‘ подхода глубоко обосновали ведущую роль «массы» как активного субъекта в прогрессивных изменениях реальности. Ограниченность такой точки зрения, на наш взгляд, заключается в том, что понятие «общественное сознание» определяется сторонниками этой научной школы лишь как отражение деятельностной стороны «общественного бытия», не принимая^ во внимание множество других структурных компонентов. При этом, массовое сознание определяется как часть общественного, а сама «масса» переходит в разряд социально-политической категории и по смыслу соотносится с понятием «класс».
В СССР и России тема массового сознания стала объектом активного изучениях 60х годов (Б.А. Грушин, Г.Г. Дилигенский, А.К. Уледов>шдр.). В' отечественной социологии характерным является изучение массового сознания в классической традиции с применением структурнофункционального подхода.
20
Изначально изучение массового сознания велось преимущественно вне связи с анализом его субъектов или при достаточно размытых о нем представлениях. А.К. Уледов в своих первых работах на данную тему в качестве основных его характеристик определял принадлежность к группам и классам: «Массовое сознание - это совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества» [187, с. 169]. Позже, в своем исследовании «Духовное обновление общества», он обозначает данный феномен немного в другом ракурсе: «Массовое сознание - это сознание, распространенное среди представителей той или иной социальной группы или общества в целом. Его субъектом выступают широкие слои населения, что и является признаком массового сознания...» [186, с. 275]. Таким образом, субъектом-носителем массового сознания, по утверждению А.К. Уледова, может являться как некая группа, так и все общество в целом.
По мнению Б.А. Грушина [53, с. 254], Г.Г. Дилигенского [66, с. 7] и других авторов, «массовое сознание» нельзя; рассматривать через сопоставление с известными видами сознания, ‘ так как оно выделяется через противопоставление его сознанию специализированном)', профессиональному, а также уникальному (индивидуализированному). Массовое сознание выступает как сложное многоуровневое образование, являющееся переплетением различных форм сознаниям Оно является; прежде всего, «эксгрупповым». То есть не принадлежит к существующей структурновыделяемой в обществе социальной группе, классу. Это сознание большинства. Причем определение «большинство» здесь имеет скорее качественную природу, а не количественную. Оно проявляется именно в большой степени схожести восприятия тех или иных событий современной реальности.
Видится необходимым уточнение, введенного Б.А. Грушиным, понятия «эксгрупповое», которое, на наш взгляд, очень удачно выражает значимую характеристику феномена массового сознания. Приставка «экс»
21