ВВЕДЕНИЕ
Оглавление
3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ
В ОТЕЧЕСТВЕНОЙ И МИРОВОЙ НАУКЕ 17
1.1. Основные подходы к определению социальной
НАПРЯЖЕННОСТИ 17
1.2. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
НАПРЯЖЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 48
ГЛАВА II АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
НАПРЯЖЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ СОЦИУМЕ 68
2.1. ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ
СРЕДЕ 68
2.2. Регулирование социальной напряженности в студенческом
социуме 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ
144
Введение
3
Введение
К числу фундаментальных вопросов всегда волновавших общество, относятся вопросы, связанные с проблемами неравенства, противоречий, конфликтности, напряжённости. Тема социальной напряжённости является особенно актуальной сейчас для России, потому что Россия переживает время экономической, социальной нестабильности, находится в условиях экономического кризиса, налицо низкий жизненный уровень населения. Отмечается рост уровня социальной напряжённости в виде тревоги - мало осознанном ощущении опасности, эмоционально-негативных оценок, недовольства, конфликтов.
В современных условиях отчётливо проявляется нестабильность в различных социальных институтах, включая образование. Резкая поляризация социальной структуры вследствие быстрой социальной дифференциации, отсутствие общенациональной идеи, способствуют дезинтеграции российского общества и отрицательно сказываются на формировании нового поколения специалистов1.
Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодёжи. Сегодня очевидно, что в молодёжной среде преобладают процессы дифференциации. Причём дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие.
Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения
1 Кансузян Л.В., Немцов А.Л. Вузовское образование в оценках студентов. \\ Социологические. Исследования. !999 №4с.95.
3
Введение
16
5. Исследование позволяет сделать вывод, что общество во многом само воспроизводит социальную напряженность. Ее можно снять только с помощью целого комплекса мер на разных уровнях: макро-, среднем-, микро-, и личностном уровнях. Исходной точкой снятия социальной напряжённости является процесс её прогнозирования, который бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. Апробация материалов исследования: основные положения
диссертационной работы прошли апробацию, будучи представленными, в качестве опубликованных научных статей и тезисов докладов на международных, российских и региональных конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Уровень жизни населения и социальная политика в регионах». Пенза -2000; Всероссийская научно-практическая конференция; «Социально-экономическая политика как фактор снижения социальной напряжённости в регионах». Пенза - 2001; Межрегиональный сборник научных трудов: «Психолого-педагогические аспекты
профессионального образования молодёжи». Пенза - 2002; Проблема профессионального образования молодёжи. Межрегиональный сборник научных трудов. Пенза 2003. Ч.4.; Международная научно-практическая конференция: «Социально-экономическое развитие общества; система образования и экономика знания». Пенза - 2004; Всероссийская научно-практическая конференция: «Молодежь в социокультурной среде регионов России: Проблемы адаптации и психолого-педагогической поддержки». 4.1. Пенза. 2004.
Структура диссертации: Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, формируются выводы, осуществляется постановка проблем, требующих дальнейшего изучения.
16
Глава 1
17
Глава I. Теоретико-методологические подходы к анализу феномена социальной напряженности в отечественной и мировой науке
1.1. Основные подходы к определению социальной напряженности
Социальная напряженность представляет собой сложный процесс, являющийся объектом междисциплинарного анализа и относится к числу феноменов, которые позволяют описывать, объяснять и прогнозировать различные социальные явления.
Она связана не только с общественными кризисами, но и все ускоряющимся темпами жизни, с возрастающей стрессовой нагрузкой, с ухудшением экологии.
Перефразируя известное высказывание Г.Эббингау^За о психологии, можно сказать, что изучение конфликтов и социальной напряженности имеет длинное прошлое и краткую историю. С одной стороны, философия с давних времен искала ответы на вопросы о причинах вражды, столкновений, с другой - лишь в последнее время появились научно обоснованные подходы к изучению конфликтов и социальной напряженности и работе с ними. Хотя заметим, что «теоретические взгляды, по которым, общество должно упорядочивать жизнь населения» сложились давно1. Их корни прослеживаются у Платона, Гоббса, Гегеля и др. Маркс рассматривал конфликт как закономерное и даже необходимое явление.
1 Дмитриев Л.В. О социальной дезинтеграции в конфликте. \\ Социологические исследования. М. 1992.
№10. с.4-5.
17
- Київ+380960830922