Ви є тут

Совершенствование системы государственного управления в демократическом обществе : На примере России

Автор: 
Чхартишвили Виктор Васильевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275854
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. Государственное управление в демократическом обществе и теории бюрократии.................................................17
1.1 Основные этапы осмысления государственного управления и бюрократии в истории социологической мысли..............................18
1.2 Анализ государственного управления и бюрократии в категориях общей теории социального управления................................57
1.3 Политическое лидерство в системе государственного управления демократического общества........................................89
ГЛАВА 2. Совершенствование государственного управления в России в условиях демократического общества...............................111
2.1 Становление демократической системы государственного управления в постсоветской России........................................111
2.2 Проблемы и перспективы совершенствования государственного управления в России на современном этапе...........................129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
157
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Проблемы совершенствования государственного управления в условиях демократического общества приобрели особую актуальность в конце XX века. В большинстве развитых стран мира — Австралии, Великобритании, Германии, Нидерландах, Новой Зеландии, США, Франции и др. — были проведены масштабные и во многом новаторские реформы государственного управления, проходившие под знаком его дальнейшей демократизации и внедрения в эту сферу новых принципов управления, заимствуемых прежде всего из сферы управления в частных корпорациях и в сфере бизнеса в особенности.
«На рубеже третьего тысячелетия, — отмечает В.А. Козбаненко, — идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности»1.
Некоторыми теоретиками государственного управления эти перемены оцениваются даже как «управленческая антибюрократическая революция», начавшаяся в мире»2. Правда, при этом теми же авторами признается и некоторая преждевременность окончательных оценок и выводов в отношении начавшихся перемен. «Движение за обновление систем государственного управ-
1 Козбаненко В.А. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. 2000, № 2.
2 Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. М., 2001. С. 19.
15
сударственного управления, которым в демократическом обществе является весь народ в целом.
— На этой основе показана недостаточность представлений о системе государственного управления в демократическом обществе, в которых отсутствуют механизмы передачи полномочий по управлению бюрократической машиной (аппаратом исполнительной и судебной власти) от субъекта государственной власти (народа) к его уполномоченным (так называемым политическим чиновникам, высшим должностным лицам и т.д.).
— В исследовании показана также недостаточность традиционных представлений об объекте государственного управления, которым является не только внутренняя среда государства, но и его внешняя среда, на которую ориентирована существенная часть государственного аппарата (армия, дипломатия, спецслужбы), потребляющая значительную часть государственных средств и ресурсов и оказывающая значительное влияние также и на внутреннюю политику государства. Внешне и внутренне ориентированные блоки государственного управления составляют единство и существенно влияют друг на друга.
— Предложено принципиальное понимание бюрократии как основного средства государственного управления и на этой основе сформулированы основные направления совершенствования бюрократического аппарата: а) совершенствование его как специфического средства управления (как специфической «машины») и б) совершенствование его с точки зрения все большего подчинения его интересам субъекта управления — народу. Первое направление можно назвать «функциональным совершенствованием» бюрократического аппарата, второе — его «демократизацией». Оба этих направления существенно отличаются по своим целям, методам и средствам, хотя и не противоречат друг другу. В рамках совершенствования системы государственного управления необходимы оба, а не одно из этих двух направлений совершенст-
вования бюрократической машины, которая должна одновременно становиться и все более «бюрократической» (в позитивном смысле) и все более демократической.
— Применительно к реформам государственного управления в России можно отметить, что их развитие идет одновременно в двух указанных направлениях, то есть, во-первых, совершенствуется структура государственного аппарата, вводятся конкурсные механизмы занятия должностей, элементы merit system (принципа достоинства и заслуг) при продвижении по служебной лестнице и т.д.; а, во вторых, совершенствуется многопартийная система, механизм выборов и методы политической борьбы в ходе избирательных кампаний и т.д. В то же время по-прежнему актуальными остаются многие проблемы демократизации государственного управления, а именно, 1) создание независимых СМИ в качестве механизма обратной связи между субъектом управления (народом) и его средствами (государственный аппарат, высшие должностные лица государства); 2) повышение значимости контрольных функций Государственной Думы; 3) внедрение современных методов контроля «снизу» за деятельностью низовых звеньев бюрократического аппарата; 4) передача основных вопросов местного значения на уровень муниципального самоуправления и др.
Практическое значение работы заключается в том, что ее положения, выводы и материалы могут быть использованы в преподавании социально-политических дисциплин; при разработке нормативных документов, регулирующих деятельность государственных органов; а также — в практике организации и реформирования их работы.