СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования традиций
городской молодой семьи......................................14
1.1. Традиция: понятие, сущность и ее социальное значение......14
1.2. Современная городская молодая семья: сущность, функции и социальные проблемы в аспекте преемственности традиций.......................................32
Глава II. Молодая городская семья Подмосковья и ее традиций.........51
2.1. Изменение системы ценностей городской молодой семьи Подмосковья в конце XX - начале XXI вв.........................51
2.2. Эволюция семейных традиций у городской молодежи на современном этапе..............................................90
2.3. Проблемы сохранения семейных традиций у городской молодежи....................................................1 1 I
Заключение.........................................................128
Список использованной литературы....................................135
Приложения.........................................................145
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется как кризисом социального института семьи, порождающего негативные тенденции в семейной сфере (в частности, нарушение процесса социализации подрастающего поколения, а также рост подростковых и молодежных девиаций), так и процессом депопуляции России, обусловленным социально-экономическим кризисом современного российского общества и эволюцией института семьи, утратившего многие свои функции на современном этапе развития общества.
За последние 15 лет в Московской области (как и по всей Российской Федерации, за исключением двух ее субъектов) сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, из-за снижения рождаемости и роста смертности, что привело к отрицательному естественному приросту населения. По сравнению с 1990 г. превышение числа умерших над числом родившихся увеличилось в 4,9 раза. Среди регионов РФ по уровню рождаемости Московская область занимает одно из последних мест.1
Неуверенность в завтрашнем дне и в возможности содержать и воспитывать детей на должном уровне обуславливает массовый переход от наиболее распространенной двухдетной модели семьи к однодетной. В 2000 г. в Московской обл. родилось 30,6 тыс. первенцев и 13,7 тыс. вторых по счету детей у матерей (для сравнения: в 1990 г. родилось 38,2 тыс. первенцев и 24,1 тыс. вторых детей). Доля рождений первого по счету ребенка в общем числе новорожденных детей увеличилась с 56% в 1990 г. до 64,3% в 2000 г., а доля рождений второго ребенка уменьшилась с 35,2% в 1990 г. до 28.7% в 2000 г.2
Социально-экономическая нестабильность, нарастание сложностей в создании нормальных условий жизни приводит к росту внебрачных рождений.
1 Воспроизводство населения Московской области за 2000 год: Стат. сб. / Отв. за вып. Абрамова П.П.; Госкомстат России; Моск. обл. комитет гос. статистики. - М., 2001. С. 3.
2 Воспроизводство населения Московской области за 2000 год: Стат. сб. / Отв. за вып. Абрамова Н.П.; Госкомстат России; Моск. обл. комитет гос. статистики. - М., 2001. С. 3-4.
20
Сопоставляя взгляды Э.С. Маркаряна и К.В. Чистова, можно сказать, что традиции - это стереотипы мышления и поведения, позволяющие человеку на основе «внегенетической памяти и наследования»: а) приспособиться к природной и социальной среде; б) видоизменять природную и социальную среду и самого себя. При этом культурные стереотипы традиционного общества отличаются от соответствующих стереотипов общества современного масштабом (степенью охвата различных социальных групп или народа, нации в целом, длительностью действия (протяженностью во времени), ролью «материнских» групп (субъектов), т.е. семьи, старейшин и пр. в передаче (трансмиссии) социального опыта).
Однако помимо трансмиссии опыта во времени и в пространстве традиции выполняют и ряд других функций, не замечать которые было бы неправомерно.
В отечественной науке примерно с 1960-х годов исследование традиционной культуры, традиционности начинает оформляться в самостоятельное научное направление. Многие известные советские ученые в той или иной мере касаются проблем традиции. С.А. Арутюнов, Э.С. Маркарян, К.В. Чистов, И.В. Суханов и др.1 разрабатывали проблемы сущности традиций и традиционности, показали отдельные аспекты социально-культурного наследования, различия между «первичными» и «вторичными» традициями (К.В. Чистов) и т.п.
Важное значение в исследовании проблемы традиции имеют работы по философии культуры (А.И. Арнольдов, Э.В. Ильенков, В.М. Межуев, А.К. Уледов и др.), в которых поставлены проблемы взаимосвязи культурного наследия и социального прогресса, духовной эволюции общества, культуры как системы духовного производства и др. Однако официальная идеология, в рамках которой работали эти и другие авторы, предполагала такую логику
1 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции П Советская этнография. 1982. №2; Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1996; Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления: Дис.... д-ра философ, наук. -Горький, 1973. 416 с.; др.
исторического процесса, в которой традиционность подчинялась задачам построения коммунистического общества. Традиции были разделены на «реакционные» и «прогрессивные». Недостаточно учитывались степень их живучести, возможность воспроизводства. Предполагалось, что традиционная культура постепенно исчезнет как досадный «пережиток». Тем самым искажалась картина культурной преемственности, реальных духовных принципов жизнедеятельности целых народов.
В постсоветское время происходит переосмысление основ культуры и перспектив ее эволюции, в научный оборот вводятся новые актуальные проблемы: конфликт «новых» и «старых» ценностей в ходе модернизационного процесса, вопросы «целевых» ценностей Востока - Запада, цивилизационных отличий, перспектив духовности, менталитета, идентификации и роли в этом различных форм культуры. В этом направлении работают Б.С. Ерасов, С.А. Арутюнов, A.C. Панарин и др.1 В современной зарубежной литературе также активно разрабатываются эти проблемы.
Ученые пришли к выводу, что ни одна политическая система не сможет приобрести достаточную стабильность, и никакие радикальные реформы не принесут ощутимого эффекта, если не существует определенной
согласованности между насаждаемыми «правилами игры» и уровнем культуры общества. Очень важно найти ключ к объяснению кризиса, поразившего российское общество, в контексте экономического анализа.
Культурологические подходы значительно углубили исследование социальной и этнической конфликтности, «цивилизационных разломов» (С. Хантингтон). В отдельное исследование вылилось исследование пограничных культур.
1 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки обшей теории). М.: Наука. Главная редакция восточной культуры, 1990; Арутюнов С.А. Указ. соч.; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. - М.: Эксмо - Алгоритм, 2003. - 544 с. - (История России. Современный взгляд); др.
2 Фукуяма Ф. Социальный капитал // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Харрисона Л. и Хантингтона С. - М.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 130-135; Хакгингтон С. Культуры - это серьезно // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. - М., 2002. С. 15-36; др.
- Київ+380960830922