Ви є тут

Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения : на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Автор: 
Рогова Анна Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
293406
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................3
Глава I. Трансформация семейных ценностей как социальный
процесс.........................................................11
* м *
1.1.Понятие семейных ценностей в интеллектуальном дискурсе 11
1.2.Основные характеристики процесса формирования семейных ценностей..................................................22
1.3.Роль социальных факторов в трансформации семейных ценностей в эпоху социальной модернизации......................33
1.4.Факторы трансформации семейных ценностей в условиях рыночных реформ в России...................................58
Выводы к главе 1....................................................75
Глава II. Факторы формирования семейных ценностей в современных
условиях........................................................79
2.1.Значимость семейных ценностей у молодого поколения.......79
2.2.0собенности формирования семейных ценностей у молодого
поколения в современной России...............................105
2.3.Эмпирическое обоснование факторов формирования семейных ценностей.................................................119
2.4.Разработка практических рекомендаций для формирования у молодого поколения представлений о семейном образе жизни в условиях общественных трансформаций в России............. 163
Выводы к главе II..................................................168
Заключение.........................................................170
Литература.........................................................174
Приложение........................................................ 189
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальная модернизация в России принесла с собой коренные изменения содержания социальных связей и отношений в обществе, привела к трансформации социальных структур и ломке устоявшихся социальных институтов. Изменения не обошли стороной и институт семьи. В настоящее время под влиянием комплекса экзогенных и эндогенных факторов в нашей стране отчетливо проявляет себя дезорганизация семейных ролей, нарушение традиционных функций семьи, модификация прежней системы семейных ценностей. Изменения в институте семьи сопровождаются такими негативными явлениями, как ориентация на малодетность, увеличение уровня разводов, увеличение возраста вступления в брак. Данные тенденции характерны как для стран Западной и Северной Европы, так и для России. Однако в нашей стране негативные процессы в области семейных отношений усугубил социально-экономический кризис 90х годов.
Поскольку процессы в сфере семейных отношений тесно связаны с процессами, происходящими на макроуровне, то проявляющие себя сбои в функционировании института семьи не проходят бесследно, приводя к дисфункциям других общественных систем, социальной системы российского общества в целом. В этой связи, например, представляется закономерным, что ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей в условиях кризиса привело к ухудшению социального воспроизводства в России как в качественном, так и в количественном аспектах.
Современная теоретическая социология, усматривая тесную связь между культурной и социальной системами, неоднократно поднимала вопрос о том влиянии, которое оказывает трансформация
ситуации, которые не укладываются в существующие правила» -указывал Блумер. [15, С.61-62].
Бергер Г1, Лукман Т. утверждали, что социальная реальность такова, как се интерпретируют сами люди. Предметы внешнего мира действуют не сами по себе, а имеют тот смысл, который вкладывают люди в эти действия.
Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом. Впоследствии оно будет воспроизводиться осознано, с экономией усилий и как образец для его исполнителя. Твердо установленные социальные образцы и есть социальные институты. Мы типизируем известные нам действия и ситуации, в основе социального порядка лежит типизация. «Таким образом, в основе социального порядка лежит типизация. Надежные и сохраняемые типизации представляют собой часть процесса инстигуциализации... Институты уже благодаря самому факту их существования контролируют человеческое поведение, устанавливают предопределенные его образцы». — указывают Бергер П, Лукман Т.[16, С. 117-118]. Благодаря ролям, которые мы играем в социальном институте, мы оказываемся посвященными не только в знания, в узком когнитивном значении, но и в общие ценности и даже эмоции [16].
В концепции «культурного отставания» Огборна У. проводится грань между материальной и нематериальной культурой. Нематериальная культура включает в себя ценности, нормы, убеждения, а также социальные структуры: законодательство,
религию и семыо. Он отводит роль источника изменений в обществе изобретениям в сфере материальной культуры. Нематериальная культура должна адаптироваться или реагировать на изменения, вызванные материальной культурой. Поскольку нематериальной культуре приходится все время догонять материальную, то между
18
двумя формами культуры образуется разрыв. Огборн У определяет такой разрыв как культурное отставание.
Однако ни один фактор сам но себе не способен объяснить социальные изменения, поскольку в реальных ситуациях множество сил сливается в сложном взаимодействии друг с другом и именно взаимодействие придает обществу его динамические характеристики
[17].
Социальный институт семьи характеризуется как общественный механизм воспроизводства человека, отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [18].
Семья как социальный институт, как подсистема общества представляет собой взаимодействие на двух уровнях: 1) между элементами подсистемы, то есть между индивидами с позиции социальных ролей, 2) с окружающей средой, с другими социальными институтами.
Семья представляет собой взаимодействие ценностей двух уровней:
1) социальных ценностей как ядра, присущих социальному институту,
2) индивидуальных ценностей как изменчивого составляющего. Цели, нормы, социальные роли, правила поведения - все это средства воплощения ценностей в жизнь [19].
За последние два-три столетия в институте семьи произошли значительные изменения. Если в традиционной семье был характерен родственно-семейный принцип организации жизни, то в современной семье каждый член отделяет интересы родства от собственной социально-экономической деятельности. Семейное производство перестает быть главным, определяющим элементом экономики. Сегодня в значительной мере деваливирована система ценностей фамилизма, в иерархии которой первые места принадлежали таким
19