СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...................................................12
1.1. НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.................................12
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..............................................29
1.3. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА............................46
ГЛАВА И. ОЦЕНКИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАІТИЯ
СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.........................57
2.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ............57
2.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОЦЕНКАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ................................................79
2.3. ОЦЕНКА УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.........100
2.4. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОЦЕНКАХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ.....................112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................129
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................135
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................153
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В настоящее время проблема повышения эффективности системы начального профессионального образования обсуждается на все уровнях власти и актуализируется в связи с модернизационными процессами не только в образовании, но и в экономике страны. В связи с тем, что социально-экономические условия изменились, системе НПО приходится встраиваться в новую социальную ситуацию. В результате перехода к комплексной модернизации российской экономики системе начального профессионального образования отводится особая роль. Ей предстоит не просто встроиться в инновационную систему, но стать локомотивом, движущей силой происходящих и планируемых изменений [163].
Исторический анализ развития системы НПО показывает, что на каждом витке экономического развития поднимался вопрос о несоответствии выпускников данного уровня профессионального образования требованиям производства. Однако никогда ещё трансформации не были столь масштабными.
Современные преобразования ставят вопрос не только о повышении уровня подготовки выпускников, но и о том, быть или не быть системе НПО самостоятельным уровнем профессионального образования. В этом контексте проблема повышения эффективности образовательного процесса приобретает куда более серьезный и глубокий характер.
Современные тенденции ориентируют учитывать в процессе модернизации образования мнение самих участников образовательных отношений.
Полученная информация позволит внести определенный вклад в формирование целостного взгляда на систему НПО и привести деятельность системы начального профессионального образования в соответствие с потребностями не только экономики, но и личности, включенной в образовательный процесс.
образования знаний. В связи с этим возникает идея непрерывного образования, которая в настоящее время широко представлена среди ученых [41; 115; 126].
В литературе предложены различные подходы к понятию «непрерывное образование»: как образование на протяжении всей жизни, образование для взрослых, непрерывное профессиональное образование. Ф.Р. Филиппов рассматривает непрерывное образование с точки зрения развития потребности личности в образовании. По его мнению, проблема непрерывного образования «не сводится только к повышению уровня общеобразовательных и профессиональных знаний, а охватывает также вопросы повышения культуры трудящихся в самом широком смысле, расширения их политического кругозора, экономического образования и воспитания личности» [169]. В рамках темы исследования нас интересует, прежде всего, непрерывное профессиональное образование. Непрерывность' образования личности предполагает наличие различных траекторий движения человека в образовательном пространстве. Условно можно выделить следующие направления такого движения:
- движение по различным уровням профессионального образования;
- совершенствование профессионального мастерства в рамках прежнего уровня профессионального образования;
- перемещение в другое профессиональное направление, получение смежной профессии или дополнительной специальности.
Непрерывность образовательных процессов включает преемственность профессиональных образовательных программ при переходе от одного уровня образования к другому, интеграцию различных уровней профессионального образования и появление многоуровневых, многопрофильных учебных заведений.
В настоящее время выделяют следующие уровни профессионального образования:
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование;
- дополнительное образование.
Основу непрерывного профессионального образования составляет начальное профессиональное образование. В рамках диссертационного исследования начальное профессиональное образование рассматривается как структура социального института образования, которая существует для удовлетворения общественной потребности в квалифицированных рабочих и специалистах.
К учреждениям начального профессионального образования относятся: профессиональные училища; профессиональные лицеи; учебно-курсовые комбинаты, учебно-производственные центры, технические школы, вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня [10]. В «Типовом положении об учреждении начального профессионального образования» принцип непрерывности представлен следующим образом: «Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения, в необходимых случаях, среднего профессионального образования. Данный тип учреждения начального профессионального образования является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебнопрограммной документации, обеспечивающих подготовку
конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений». Из документа следует, что профессиональный лицей является связующим звеном между различными уровнями образования.
17
- Київ+380960830922