Ви є тут

Становление института экологического образования в современной России

Автор: 
Торгунакова Маргарита Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304004
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
1.Теоретико-методологические основы институционализации экологического образования в современной России......................................11
1.1 Концептуальные подходы к взаимодействию общества и природы 11
1.2 Институционализация экологического образования в современной России................................................................33
2. Социологический анализ позиций участников процесса становления экологического образования............................................72
2.1 Становление экологического образования в Мурманской области: оценка экспертов.............................................................73
2.2 Роль СМИ в экологическом образовании..............................92
2.3 Влияние литературы и искусства на формирование ценностного
отношения к природе подростков.......................................109
Заключение...........................................................154
Список использованных источников.....................................158
Приложение
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Ценностное отношение общества к природе, осознание неразрывности связи с ней, в процессе исторического развития постоянно менялось. Причем на любом историческом этапе человек, наделяя конкретным смыслом природные и общественные явления и процессы, делает это тем интенсивнее, чем важнее становятся они для него самого, чем больше они затрагивают общественные интересы.
В.течение довольно длительного отрезка времени природа понималась как некая рамка деятельности общества или источник ресурсов для* него. Лишь в последние десятилетия стало понятно, насколько человеческая деятельность и ее формы воздействуют на природу и находятся под влиянием обратных связей, с ней. Так сформировалось понятие социоприродного взаимодействия, в рамках изучения которого стало очевидным, что в современном обществе природа социализирована- и уже не может рассматриваться вне связи, вне взаимодействий с обществом.
Проблема социоприродного взаимодействия! в современных условиях приобрела новое звучание, что обусловлено существенными изменениями природной среды под воздействием технического прогресса, породившими устойчивую тенденцию к истощению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. В связи с этим, проблема ценностного отношения к природе приобрела на современном этапе природопользования особую значимость, что обусловило активизацию деятельности по формированию системы экологического образования, процесс становления и развития
которой .требует глубокого анализа.
/
Возрастание требований к ценностно-мировоззренческой и профессиональной компетентности человека и общества в целом, обусловленное необходимостью оптимизации взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой, делает непреложным тот факт,
Итак, все антропокосмисты обосновывают идею объединения людей, формирования нового отношения к среде обитания, стремления жить в гармонии с ней. Таким образом, концепции русских космистов базируются на утверждении значимости сохранения связей человека с другими людьми и, что важно, с природой. Эти концепции имели фундаментальное значение для становления экологического образования в России, истоки которого, коренятся в процессах распространения природоохранных знаний, инициированных русскими натуралистами в-50-х годах XIX века14.
Социологическому осмыслению социоприродного взаимодействия также способствовали зарубежные инвайроментальные теории в середине XX века. Следует отметить, что- история инвайроментализма связана с европейскими традициями социал-дарвинизма, географической школы, эволюционизма, натурализма, на основе осмысления которых сложилась американская социально-экологическая традиция.
а
Среди основных направлений инвайроментализма выделяют:
- консервационизм;
- охранительное движение;
-экологизм.
Идеи консервационизма могут быть отнесены к утилитарному направлению в. инвайроментализме, разрабатывавшемуся Б. Фернау и Дж. Пиншо. Последний- в работе «Борьба за консервационизм» определил следующие основополагающие принципы:
- обеспечение экономического роста;
- предотвращение нерациональных издержек в природопользовании;
- эгалитарное распределение природных ресурсов.
Осмысляя идеи Дж. Пиншо, творчески развил- идеи консервационизма Дж. Пауэлл, который сформулировал идею опосредованного механизма управления природопользованием со стороны правительства через законодательную систему, используемую по усмотрению предпринимателей
14Аншшз развития образования в России будет осуществлен в разделе 1.2.
17
на местах. Таким образом, консервационизм был ориентирован на разработку технологий управления практикой природопользования.
Концепции охранительного движения разрабатывались сторонниками сохранения дикой природы (Мюир, Кэтлин, Лоу, Элиот и др.), которые видели в охране природы и рациональном природопользовании проявление более глубоких мотивов и ценностных ориентаций, что позволяет провести некоторые параллели между их идеями и базовыми принципами русских антропокосмистов;
Представители экологизма, выстраивая модель социоприродного • взаимодействия, видели назначение социальной системы в обеспечении оптимального функционирования экосистемы., и> предотвращении ее кризисных состояний. Таким образом, основная роль человечества, по мнению экологистов (Дж.. Марша, Э: Иста, Э: Росса, Ф: Клементса и др.) заключается в сохранении, динамического равновесия экосистем. Созвучна, с идеями русского: антропокосмизма идеяч А.. Леопольда,, который считал, что «разумно то,, что стремится к сохранению целостности; стабильности;, совершенства биологического сообщества; а неразумно все то; что стремится' к обратному»15; > • .
Экологисты,, обосновывая необходимость, сохранения: динамического равновесия экологических систем, занимались разработкой- проблем экологической этики и пропагандировали- необходимость создания специальных институтов для ограничения; деятельности, тех людей, тип поведения, которых ■ не ориентирован; на реализацию экологически оправданного социального поведения. Человек в экологических концепциях является создателем; новых типов , среды, и потому, должен-быть наделен развитыми способностями реагировать на изменение среды разумным способом. Идеи экологистов, получили дополнительное обоснование и развитие в классической социально-экологической концепции Чикагской
15Цит. по: Кулясов Н. П. Экологическая модернизация : теория и практика. СПб : ВВМ, 2004. С. 18..