Ви є тут

Социально-экономические потребности занятого населения : теория и практика социологического анализа

Автор: 
Хромченко Александр Леонидович
Тип роботи: 
теория и практика социологического анализа
Рік: 
2008
Артикул:
191952
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.......................................2
ВВЕДЕНИЕ.........................................4
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОТРЕБНОСТЕЙ...........16
1.1 ПОТРЕБНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ (ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ)..........................16
1.2 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ...............44
ГЛАВА 2: ОПЫТ СОЦИОЛОГ ИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ......................60
2.1 ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ..............60
2.2 ДИФФЕРЕ11ЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ.....92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.... 109
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................118
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: КАРТА ОСНОВАНИЙ КЛАССИФИКАЦИИ
ПОТРЕБНОСТЕЙ..................................119
3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: СООТНЕСЕНИЕ ИССЛЕДУЕМЫХ
ПЕРЕМЕННЫХ С СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ.................................123
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: РАСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ ИНДИКАТОРОВ
АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ.....................128
ПРИЛОЖЕНИЕ 4: ТЕСТЫ НА ЗНАЧИМОСТЬ РАЗНИЦ МЕЖДУ
ЗНАЧЕНИЯМИ А3, А< И А9........................135
ПРИЛОЖЕНИЕ 5: РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.....................137
ПРИЛОЖЕНИЕ 6: ЗНАЧЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО
КОЭФФИЦИЕНТА С; ДЛЯ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 7: УРОВНИ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП...................150
14
той или иной потребности от положения социальной группы (указанного номером) из числа девяти рассматриваемых групп.
3. Группа специалистов является базовой для формирования среднего класса в России. Данный вывод основывается на сравнительном анализе распределений уровней актуализации потребностей в разных социальных группах. При этом* структура потребностей группы специалистов оказывается наиболее соответствующей целям общественного развития, а поскольку в развитых западных обществах опорой стабильности развития общества является средний класс, это позволяет выделять группу специалистов из других групп как наиболее приемлемую основу формирования среднего класса в России.
4. Анализ потребностей представляет собой состоятельный методологический инструмент, который может применяться к исследованию широкого1 спектра проблем. Важно, отметить, что исследование потребностей представляет интерес не только как самодостаточный предмет, но и как метод, благодаря которому можно делать выводы о проблемах более высокого порядка.
Достоверность и надежность полученных результатов
диссертационного исследования обеспечивается использованием фундаментальных теоретико-методологических принципов и методов сбора и анализа данных; репрезентативностью выборки респондентов в эмпирической части исследования; логикой построения выводов; проверяемостью выводов, полученных автором, и их сопоставимостью с результатами, полученными другими исследователями.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования
15
Исследовательский подход через анализ потребностей, сформулированный в диссертационном исследовании, может быть аналогичным образом использован для решения целого ряда исследовательских задач.
Данный подход может быть включен как дополнительный* инструментарий в учебные курсы по социологии: «Социальная структура общества», «Социальные процессы и институты», «Социальное управление». Материалы и выводы диссертации могут также быть использованы в специальных курсах по трансформационным процессам в российском обществе.
Результаты эмпирической части диссертационного исследования могут применяться при разработке целевых государственных программ поддержки разных социальных групп.
Апробация результатов диссертационного исследования
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (PAIX)
Выводы и основные положения диссертационного исследования изложены в трех публикациях автора (общим объемом Г,35 п.л.) в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации выстроена в соответствии с обозначенной очередностью решения задач. Работа включает в себя введение, две главы (каждая из которых в свою очередь состоит из двух параграфов), заключение, список использованной литературы и источников и приложения.