Ви є тут

Социальные технологии профилактики сиротства в условиях современного российского общества

Автор: 
Лобатюк Виктория Валерьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
192065
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования сиротства......14
1.1 Концептуализация основных подходов
к изучению детства в социологии.....................................14
1.2. Понятие и истоки социального сиротства.........................29
1.3 Типология неблагополучных семей.................................49
Глава 2 Особенности социальных технологий в системе профилактики сиротства..........................................................62
2.1 Основные направления государственной политики
в интересах детей...................................................68
2.2 Социальные технологии: определение, признаки и функции..........76
2.3.1 Специфика социальных технологий профилактики сиротства........86
2.3.2 Социальная диагностика в системе профилактики сиротства.......99
Глава 3 Основные этапы реализации технологий
профилактики сиротства...............................................104
3.1 Уровни профилактики социального сиротства
и критерии ее эффективности........................................104
3.2 Социальная гостиная как технология профилактики................121
3.3 Технология профилактики социального сиротства в период школьных каникул........................................................133
3.4 Профилактика сиротства в малодоступных и отдаленных районах 143
Заключение.............................................................161
Список литературы......................................................165
Приложения.............................................................181
3
Введение
Актуальность исследования. Актуальность исследования. В условиях социальной трансформации современного российского общества противоречивые процессы проявляются во всех его системах, структурах и институтах. Сказанное относится и к межпоколенным отношениям, в частности, к феномену детства, что обусловлено во многом сменой социально-экономических и политических приоритетов, идейно-нравственных и воспитательных парадигм. В связи с этим актуализируются проблемы передачи социального опыта, воспитания и образования детей, воспроизводства здорового поколения.
В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрел феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в 2006 году в России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества беспризорных и безнадзорных значительно выше.
Следует подчеркнуть, что период детства является существенным в формировании основных нравственных представлений, норм и ценностей личности. Вместе с тем, целым рядом отечественных и зарубежных исследователей констатируется кризисное состояние семьи как института первичной социализации, одной из форм, проявления которой является увеличивающаяся численность социальных сирот. Данная ситуация характерна для многих развитых и развивающихся стран, но особую остроту она принимает в России.
Во все времена общество старалось оказать помощь подрастающему поколению, сознавая отсутствие у детей какой-либо возможности
подразделяет всю историю человечества на периоды, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми. [См. 30 с. 142]
М.Мид и Б.Малиновский говорят о большом значении социокультурных факторов в процессе взросления человека. М.Мид доказывает, что в любом обществе ребенок рождается с некоторыми универсальными биологическими предпосылками: беспомощность, зависимость от взрослых, особенности пола, темперамента и так далее - но каждая культура использует эти «ключи» по-своему. Концепция М.Мид основана на выделении трех форм культуры, в основе которых находятся характер связи межпоколенных отношений и темп общественного развития, которые отражают определенное отношение к детям: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков; кофигуративные, в которых и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей. Несмотря на всю значимость концепции М.Мид, основным ее недостатком, является то, что в ней рассматривается конфликт поколений как нечто отрицающее преемственность поколений. «Вне преемственности поколений, т.е. при разрыве ее, жизнь общества невозможна, другой формы социализации молодых, кроме поколенческой, общество не знает. Поэтому «конфликт поколений» - не что-то извне противостоящее преемственности поколений, как это нередко трактуется, в частности, и в фундаментальной работе М.Мид «Разрыв поколений», а конкрегная, экстремальная форма этой преемственности».
Э.А.Куруленко рассматривает эволюцию детства в аспекте соотношения репродуктивных и креативных механизмов социализации в социокультурном контексте. Он подчеркивает, что эволюция содержания и методов социализации детей неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. По мере усложнения и обогащения
18
культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются. Автор указывает на три главные макросоциальные тенденции в пространстве детства в современном мире, обеспечивающие предпосылки для формирования более сложной, творческой личности:
1.Увеличение количества социальных институтов и изменение значимости конкретных актов социализации.
2.Повышение активности, избирательности, субъективности, креативности самого ребенка.
3.Усложнение и изменение целей и методов социализации, что существенно меняет структуру, функции и потенциальный эффект социализации.
Э.А.Куруленко выделяет три формы подражания в эволюции детства: копирование, имитацию и моделирование, и приходит к выводу, что в настоящее время творчество, а не подражание во всех его формах превращается в непременный атрибут адаптации подрастающего поколения к постоянно изменяющимся социокультурным условиям жизни. [См. 62 с. 163]
Анализ данных концепций эволюции детства демонстрирует растущую автономию пространства детства от взрослого сообщества на уровне филогенеза, указывает на увеличение степени его независимости, признание за ним позиции субъекта общественных отношений, на которого в не меньшей степени, что и на взрослое сообщество оказывают влияния все изменения, происходящие в мире.
Особое место в ряду эволюционистских теорий занимают концепции трансформации детства в современном обществе. Анализируя методики изучения детства, предложим следующую типологию концепций, отражающих изменение содержания детства на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
1 Концепция кризиса детства, разработанная Б.Д.Элькониным,
В.И.Слободчиковым и дополнена Ю.В.Овиновой. Авторы данного подхода