Ви є тут

Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития

Автор: 
Онокой Людмила Сергеевна
Тип роботи: 
социологическая концепция и модель развития
Рік: 
2004
Артикул:
192888
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНОИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ 19
1.1 Открытое образование: научно-теоретические предпосылки н основные концептуальные положения 20
1.2 Социально-исторический анализ трансформации открытости российского образования 51
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ОТКРЫТОЙ ЕВРОПЕЙСКОМУ СООБЩЕСТВУ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 86
2.1. Интеграционная парадигма в европейской системе образования 87
2.2. Социальные механизмы интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования 113
ГЛАВА 3. ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 143
3.1. Формирование российской информационно-открытой системы образования 144
3.2. Проблемное поле современного российского открытого образования 163
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ 193
4.1. Специфика российского социального образования
и его продвижение к открытости 194
4.2. Модель развития системы открытого социального образования 214 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 253
БИБЛИОГРАФИЯ 261
ПРИЛОЖЕНИЯ 285
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции общемирового развития связаны со становлением демократического, открытого общества, формирование которого влечет за собой преобразование социального пространства, модернизацию социальных институтов. В сфере образования идеи открытости находят воплощение в системе открытого образования, которая создается под воздействием актуальных изменений, происходящих в обществе, и благодаря демократизму, высокому динамизму в полной мере соответствует современным социальным реалиям.
Определяя подходы к пониманию открытого образования, необходимо учитывать, что само понятие «открытость» пока еще не имеет общепринятой трактовки, интерпретируется достаточно широко и экстраполируется на многие жизненные явления. Это обстоятельство обусловливает многообразие имеющихся толкований идеи открытости образовательных процессов в современном обществе. Сегодня открытое образование понимается по-разному: как открытая социальная система, адекватно реагирующая на изменения образовательных потребностей населения; как социальный институт, регулирующий свободный доступ к научной информации и овладению комплексом профессиональных знаний в течение всей жизни человека; как образование, обеспечивающее вариативный выбор форм и методов обучения и т.д. Открытое образование в настоящее время является не только предметом теории, но и сферой социальной практики: формируется система открытого образования, которая находит реальное воплощение в придании свойств открытости традиционным системам образования и образовательным учреждениям, в создании специальных учебных заведений, работающих на принципах открытости мировой культуре, социуму, человеку.
Актуальность понятия «открытое образование» и многообразие теоретико-концептуальных и институциональных форм его практического воплощения порождают острую потребность в исследовании его сущности,
N
методов и технологий функционирования в динамично развивающемся
плане станоачение личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности17.
В более широком контексте образование трактуется:
• как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов человеческого общества18;
• как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) роль в обществе, и как процесс усвоения накопленного человечеством научного знания, приобретения определенных навыков и умений для последующего выполнения социально значимых функций19;
• как всеобщая общественная форма развития человека20.
Сфера образования является объектом изучения многих наук, каждая из которых поддерживает свой предмет исследования и опирается на свои традиции, подходы, концепции, методы. В качестве основного теоретикометодологического аппарата для изучения социальных аспектов открытого образования автор диссертационного исследования предлагает использовать теоретический и методологический аппарат социологии образования. Этот выбор далеко не случаен. С точки зрения социологов «образование - это вид человеческой практики по передаче и усвоению культурного опыта; одна из форм социализации и воспитания человека, протекающая в ценностно-ориентированной и методически организованной среде обучения; социальный институт, предназначенный для сохранения и передачи в режиме обучения достижений поколений, основ цивилизации, сложившегося институционального устройства общества» 21.
Образование исследуется современной социологией в различных
17 См.: Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкаснстого, - М.: РПЛ, 1995, с. 132.
18 См.: Педагогика: Уч. пособие для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. B.A. Сластснина, А.И. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шияна. - М.: Школа-пресс, 1997, с. 34.
19 См.: Краснова Г.А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы. Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002, с. 76.
:о См.: Шерайзина P.M. Непрерывное педагогическое образование: концептуально-программное обеспечение. -Новгород, 1995, с. 76.
31 См. Нечаев В.Я. Образование // Социальная энциклопедия/Тедкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000, с. 208.
• как форма деятельности по обучению человека или социальной группы;
• как качество человека (образованность), характеризуемое определенным уровнем культуры, знаний, соответствующих общепризнанному образцу, стандарту;
• как сфера общественной жизни, система учебных заведений с функциями, структурой, обслуживающей инфраструктурой, формами взаимозависимости, взаимодействия с другими подсистемами общества. Таким образом, социология образования анализирует феномен
образования как процесс, как свойство индивида, как социальный институт, что гарантирует полноту и многоаспектность исследования. Социология образования не только констатирует существующие явления и процессы в сфере образования, но и прогнозирует их развитие. Сегодня она все чаще поворачивается лицом к анализу характерных для этой сферы общемировых тенденций, действующих и перспективных парадигм образования. В своих исследованиях социология образования опирается на все множество методов социологического анализа.
Открытое образование, как одна из современных парадигм развития образования, безусловно, является объектом исследования социологии образования. Социологические методы исследования позволяют проанализировать социальные аспекты становления системы открытого образования на международном и российском уровне, рассмотреть систему открытого образования в единстве с другими социальными системами, определить ее социальную значимость для современного человека и общества в целом.
В диссертационном исследовании, открытое образование рассматривается как социальная система, составная часть социальной и культурной организации общества, предназначенная для воспроизводства феномена социальности в рамках социальной сферы в целом и на уровне индивидного бытия. Поэтому анализ открытого образования целесообразно