СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. КОНСТРУКЦИОНИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ТРАДИЦИОННЫМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОДАМ К АНАЛИЗУ РОССИЙСКОГО СРЕДНЕГО КЛАССА................................................18
1.1 Методологические подходы к классовому анализу общества.....18
1.2 Социологические концепции и подходы к изучению российского среднего класса.........................................................41
1.3 Конструкциопистский подход как методология анализа создания мифа
среднего класса................................................63
ГЛАВА 2. МИФ О РОССИЙСКОМ СРЕДНЕМ КЛАССЕ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ СМИ............................................................84
2.1 Методика и материал исследования образов среднего класса в российских средствах массовой информации..................................84
2.2 Основные результаты дискурс-анализа публикаций, формирующих образы российского среднего класса....................................95
2.3 Образы российского среднего класса: роль и место внутри нового
социального мифа.............................................128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................148
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................155
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Устойчивый рост благосостояния российского общества, формирование стабильной политической системы власти, развитие рыночной экономики предполагают существование устоявшихся систем социальной стратификации. Наличие объективного представления о структуре общества определяет адекватность государственной социально-экономической политики. Искаженное представление об обществе, с другой стороны, ведёт к существенным перекосам в государственном управлении.
Одной из наиболее значимых социальных страт для современного общества западного типа является средний класс. В развитых странах он выполняет стабилизирующую функцию, является опорой и одновременно определяющей силой существующих политических и экономических систем, шрает самостоятельную политическую роль.
В современной России ситуация несколько иная. С начала социально-экономических реформ в России ведутся дискуссии о необходимости появления, границах, признаках и функциях среднего класса. Однако надо признать, что диаметрально противоположные мнения, возникающие в ходе таких дискуссий, нередко заставляют нас усомниться в реальном существовании самого предмета спора.
Иными словами, мы имеем дело с конструированием в СМИ образов среднего класса. Исходя из подобных конструктов, члены домохозяйств относят или не относят себя к этой социальной страте.
На микроэкономическом уровне от самоопределения людей в социальной структуре, избрания ими той или иной группы в качестве референтной, фактически зависит стиль жизни: модели потребления товаров и услуг, принимаемые поведенческие стандарты, выбор места учебы, работы.
На макроэкономическом уровне от количества людей, причисляющих себя к той или иной социальной страте, зависят структура, масштабы производства товаров и услуг, цен на них, а также уровень и темпы развития
3
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы при разработке маркетинговых стратегий для производителей товаров и услуг, ритэйлерских сетей, ориентированных на средний доходный сегмент рынка. Представленные выводы могут быть учтены при выработке концептуальных основ информационной политики как на региональном, так и на федеральном уровнях. Полученные в ходе исследования результаты могут быть полезны при разработке и дополнении учебных курсов по социологии и политологии. Содержание работы может быть востребовано исследователями, работающими в смежных отраслях знания - историками, журналистами, психологами.
Структу ра работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении рассматривается актуальность работы, разработанность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи работы, определяется научная новизна и практическая значимость.
Первая глава посвящена методологическим основам настоящего исследования, определению основных понятий. В первом параграфе рассматриваются методологические основы классового анализа, анализируются концепции среднего класса современного капиталистического общества, выдвинугые западными исследователями. Во втором параграфе определяются позиции и подходы исследователей к изучению российского среднего класса. В третьем параграфе рассматриваются основы конструкционистской методологии, анализируются концепции социального мифа и его эволюции в массовом сознании.
Во второй главе анализируется процесс формирования образа среднего класса в общероссийских информационно-аналитических СМИ. Первый параграф посвящен методическим основам исследования, анализу процедур и приемов дискурсивного анализа. Второй параграф содержит дискурс-анализ публикаций в информационно-аналитических журналах; во втором параграфе определяются основные дискурсы среднего класса, конструируемые в СМИ
16
образы. В третьем параграфе анализируется роль выявленных образов среднего класса в формировании социального мифа, предпринимаются попытки выявить место социального мифа в общей системе убеждений россиян.
В заключении будут представлены выводы из работы и перспективы дальнейших исследований.
17
- Київ+380960830922